Три дня в аду: как журналисты пережили трагические выходные в Имоле 1994 года

Три десятилетия назад, 1 мая 1994 года, мир Формулы-1 потрясла трагедия — погиб легендарный трёхкратный чемпион Айртон Сенна. В память об этой дате мы публикуем архивные воспоминания трёх журналистов, которые стали свидетелями тех мрачных событий на автодроме Имола. Их рассказ, записанный Олегом Карповым в 2013 году, — это взгляд изнутри на «чёрные выходные», которые навсегда изменили спорт.

1 мая 1994 года оборвалась жизнь Айртона Сенны. За день до этого, 30 апреля, в квалификации погиб молодой австрийский пилот команды Simtek Роланд Ратценбергер. Эти две трагедии, случившиеся с разницей в сутки, стали шоком для всего сообщества. До этого на протяжении восьми лет в Формуле-1 не было смертельных случаев на трассе (следующая трагедия произошла лишь в 2014 году с Жюлем Бьянки). Сегодня Гран-при считается одним из самых безопасных видов спорта, но в 1994 году иллюзия безопасности рухнула в течение одного уик-энда.

Пятница, 29 апреля: Зловещее начало

Для многих журналистов эти выходные начались с дурного предзнаменования. Один из них, Найгард, вспоминает, как всё пошло не так с самого начала. Его рейс задержали, и он мчался по автостраде из Милана, чтобы успеть на мероприятие в Падуе, где Сенна представлял линию горных велосипедов. Айртон же прибыл туда только на вертолёте. Казалось бы, мелочь, но общее ощущение было тревожным.

В пятницу во время квалификации произошла серьёзная авария с участием Рубенса Баррикелло. Пилот Jordan на высокой скорости врезался в бордюр. К счастью, гонщик отделался переломом носа и ушибами. Однако этот инцидент ещё больше нагнетал атмосферу. Как отмечает журналист Васконзелос, в паддоке царила странная, напряжённая обстановка. Сенна, проигрывавший в чемпионате Михаэлю Шумахеру, был раздражён и открыто говорил о возможных технических нарушениях со стороны команды Benetton.

В те годы работа с прессой была устроена иначе. У Сенны был собственный пресс-атташе, и после каждой сессии он выходил к журналистам, давая комментарии на трёх языках. Но в ту пятницу его ждали напрасно — все внимание было приковано к аварии Баррикелло. Найгард, находившийся в пресс-центре, выбежал с фотоаппаратом, чтобы заснять последствия. Позже Сенна отправился в больницу навестить соотечественника.

DailyFuelUp/YouTube.com

Суббота, 30 апреля: Первая потеря

Суббота принесла настоящую трагедию. Во время квалификации погиб Роланд Ратценбергер. Для журналиста Виньерона этот день стал личным потрясением. Накануне он вместе с гонщиком Эриком Башляром ужинал с Ратценбергером в фургоне команды Simtek. Они шутили и болтали, а через сутки Роланда не стало.

Карьера Роланда Ратценбергера в Формуле-1 оказалась трагически короткой: всего три Гран-при и один старт в гонке.

На трассе царило неверие. Как вспоминает Васконзелос, за семь сезонов работы он не сталкивался со смертью пилота. Все привыкли, что современные машины и трассы обеспечивают безопасность. Последний смертельный случай во время гонки произошёл 12 лет назад. Гибель новичка на слабой машине многие тогда, хоть и с сожалением, списали на роковое стечение обстоятельств.

Виньерон, комментировавший события, был в ужасе. Его напарник Башляр, увидев повторы аварии, выключил микрофон и сказал: «Всё кончено. Он мёртв». Вечером та же компания собралась в ресторане, но за столом царило гробовое молчание. Несмотря на шок, мало кто мог предположить, что на следующий день трагедия повторится, но уже с главной звездой чемпионата.

Главный врач Формулы-1 Сид Уоткинс отговаривает Айртона Сенну от участия в гонке после гибели Ратценбергера. DailyFuelUp/YouTube.com

Воскресенье, 1 мая: День, который изменил всё

В день гонки Найгард отправился фотографировать. Со старта в лидеры вышел Сенна. Но на седьмом круге на повороте Тамбурелло поднялся красный флаг. Было ясно, что это авария Айртона — только его машина не проехала мимо трибун.

Айртон Сенна почти всегда сидел в машине в шлеме перед гонкой. Однако в Имоле он надел его всего за несколько минут до старта.

Первоначально серьёзность ситуации не все осознавали. Васконзелос вспоминает, что поначалу даже думал о тактике: у Williams была запасная машина. Но реакция маршалов, один из которых, подойдя к месту аварии, закрыл лицо руками, говорила о страшном. Найгард, стоя рядом с итальянским оператором, с помощью жестов пытался понять, что тот слышит в наушниках. Оператор, побледнев, схватился за горло. Стало ясно: Сенне делают трахеостомию прямо на трассе.

После аварии Сенны на трассу выехала машина безопасности. Гонка продолжилась, но длилась всего полтора круга. На снимке Сенна ещё лидирует. Williams Grand Prix Engineering/LAT Photographic

В пресс-центре царила паника и неразбериха. Информации практически не было. Некоторые телевизоры были настроены на итальянский канал RAI, который вёл прямую трансляцию из больницы в Болонье. Виньерон, продолжавший комментировать гонку, несколько раз выключал микрофон. Он видел лица Алена Проста и Герхарда Бергера в паддоке — по ним было всё понятно без слов.

Васконзелос описывает встречу с растерянным пожилым другом Сенны, Брагой, которого Бергер пытался организовать для поездки в больницу. Атмосфера была сюрреалистичной: гонка формально продолжалась, но после каждого инцидента, даже несерьёзного, люди в пресс-центре вскрикивали от ужаса.

Защита боковин кабины была введена в Формулу-1 после аварии Сенны. В 1994 году голову пилота защищал только шлем. Williams Grand Prix Engineering/LAT Photography

После финиша: Официальное подтверждение и последствия

Официальное объявление прозвучало лишь около шести вечера, сухо и без упоминания имени: «Врачи констатировали его смерть». Этого было достаточно. Для многих работа в тот день стала механической попыткой выполнить долг. Васконзелос до четырёх утра писал материалы, отвечая на запросы редакций.

После аварии Айртона были подняты красные флаги. Гонка была остановлена на 37 минут. DailyFuelUp / YouTube.com

Трагедия в Имоле имела далеко идущие последствия не только для безопасности в спорте, но и для людей, которые его освещали. Как вспоминает Васконзелос, многие журналисты после тех событий ушли из профессии. Некоторые не могли больше работать в атмосфере, где новички в пресс-центре, по его ощущениям, «ждали крови». Японский фотограф, много лет снимавший Сенну, приехал в Монако лишь для того, чтобы попрощаться. Для него и многих других Формула-1 уже никогда не будет прежней.

Williams FW16 стал последним болидом в карьере Айртона Сенны. DailyFuelUp / YouTube.com

источник

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 30 лет без Сенны.