Первый советский миллионник
ГАЗ-51 вошел в историю как первый советский автомобиль, выпущенный тиражом более миллиона экземпляров. Знаковое событие произошло 7 апреля 1948 года, когда с конвейера Горьковского автозавода сошел миллионный экземпляр. Этот грузовик стал символом послевоенного восстановления промышленности. Его массовое производство было не просто партийным решением, а насущной необходимостью для огромной страны, нуждавшейся в надежном транспорте.
ГАЗ-51 фактически подвел итог сложному периоду становления отечественного автопрома. Показатели роста производства были впечатляющими: в 1946 году выпуск увеличился на 64%, а в 1947 — на 42%. К лету 1948 года завод вышел на довоенные объемы производства. За свои заслуги модель была удостоена Сталинской премии. Интересно, что кабина грузовика была создана на основе американского «Студебекера», что демонстрировало практику заимствования удачных технических решений у мировых лидеров.
На фото 1945 года запечатлены создатели легенды: главный конструктор завода А.А. Липгарт и его команда — А.Д. Просвирнин, В.И. Борисов, Л.В. Косткин, А.М. Кригер.
Международный контекст и советские реалии
Статистика мирового автопрома порой преподносит сюрпризы. Принято считать, что США безраздельно лидировали в производстве грузовиков до середины 1970-х годов. Однако в 1967 году Япония, выпустив 1,771 миллиона единиц, обогнала Америку (1,539 миллиона). В этот же период советская промышленность, произведя 437 350 грузовиков, вышла на третье место в мире, опередив Великобританию. Это стало одним из достижений семилетнего плана развития народного хозяйства.
Советские конструкторы активно учились у зарубежных коллег. Кабины многих известных моделей, таких как ЗИЛ-130, создавались с оглядкой на американские аналоги (Dodge, GMC). В этом не было ничего постыдного — это был путь рационального использования мирового опыта.
Торжественный момент: 7 апреля 1948 года с конвейера сошел миллионный ГАЗ-51.
Экспериментальный ЗИЛ-130М с бездисковыми колесами, 1961 год. Снимок сделан у МГУ на Ленинских горах.
Советские грузовики, будучи востребованными из-за огромных потребностей страны, часто характеризовались меньшим ресурсом по сравнению с западными аналогами. Прогресс был налицо: если для ГАЗ-51 100 000 км пробега считались достижением, то к 1982 году ресурс шасси ЗИЛ-130 до капремонта удалось довести до 350 000 км. На долговечность влияли и тяжелые условия эксплуатации: частые перегрузки и, увы, не всегда бережное отношение.
Экспортный вариант ЗИЛ-130Г с дизельным двигателем. Около 10% продукции шло на зарубежные рынки. Рекламный плакат создал заводской фотограф Борис Якушев.
Государственные испытания 4-тонного ГАЗ-53А, 1963 год. Фото Николая Добровольского.
Рейтинг самых массовых советских грузовиков
Несмотря на то, что СССР не увлекался официальными потребительскими рейтингами, можно попытаться определить пятерку самых популярных отечественных грузовиков по общему тиражу.
1. ГАЗ-51 — безусловный чемпион. С июня 1946 по апрель 1975 года было выпущено 3 481 033 машины. Вопросы вызывает лишь учет лицензионных копий, собиравшихся в Польше под маркой FSC «Lublin-51».
Миллионный автомобиль Ульяновского автозавода, собранный в феврале 1974 года, — УАЗ-452.
2. ЗИЛ-130 — народный любимец. Многие до сих пор считают его лучшим советским грузовиком. По официальной заводской статистике, по состоянию на конец 1994 года было выпущено 3 388 312 автомобилей семейства ЗИЛ-130 и его модификаций (4314, 4315 и др.). Производство также велось на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), что добавило к общему числу еще несколько тысяч машин.
3. ГАЗ-53 — достойный последователь. По данным исследователей, с 1961 по 1992 год с конвейера сошло 3 444 651 грузовик этой серии. Таким образом, Горьковский автозавод уверенно занимает два первых места в гипотетическом рейтинге.
Семейство УАЗ-452, несмотря на критику за архаичный дизайн, ценилось за ремонтопригодность и неприхотливость.
ГАЗ-3302-210 «ГАЗель-Эконом» 2009 года — попытка сделать максимально доступную модель после кризиса.
Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.
ГАЗ-3302-288 «ГАЗель Бизнес» многие годы пользовалась стабильным спросом.
Борьба за четвертое и пятое места
4. УАЗ-452 («Буханка»). Легендарный ульяновский внедорожник и фургон. Точный подсчет осложнен тем, что модель многократно модернизировалась и меняла индексы. Учет только основных модификаций 452-й серии с 1965 по 1996 год дает цифру более 1,17 миллиона. С учетом более позднего производства (до 2023 года) общий тираж, по оценкам, превышает 1,56 миллиона автомобилей.
5. ГАЗель (ГАЗ-3302). Линейка легких коммерческих автомобилей, запущенная в 1994 году. Миллионный экземпляр был собран в 2005-м. Даже с появлением новых поколений («Некст», «НН») модель «ГАЗель-Бизнес» (с 2010 года) остается востребованной. Общий тираж всей серии оценивается примерно в 1,5 миллиона машин, что позволяет ей претендовать на пятую строчку.
КамАЗ-5511 — самосвал из первого семейства знаменитого казанского гиганта.
ГАЗ-АА, «полуторка», — символ индустриализации 1930-х годов.
Почтенная компания за чертой пятерки
В список миллионников не попали, но оставили огромный след в истории другие выдающиеся модели:
- ЗИЛ-131 (всего выпущено ~1 050 043 шт.)
- КамАЗ первого поколения (общий тираж семейств 5320, 5511, 5410 — 1 018 833 шт.)
- ГАЗ-АА/ММ («полуторка») (вместе с шасси выпущено ~920 722 шт.)
КрАЗ-256Б — мощный самосвал, выпускавшийся более 20 лет, но его тираж (278 223 шт.) не дотянул до миллионов.
Все эти машины, независимо от точного места в рейтинге, внесли неоценимый вклад в развитие экономики и обороноспособности страны, став настоящими рабочими лошадками своей эпохи.
источник
Автомобильная техника Изобретения Запчасти для двигателей Хочу знать всё СССР Советские автомобили История Грузовики Внедорожники Ретро автомобили Бензиновые беспилотные автомобили Модификация ВАЗ Камаз Лонгпост 3
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными.




