Паровой старт: история первой в мире автогонки в Висконсине

Как мы уже упоминали ранее, состязания на скорость и выносливость не всегда были прерогативой автомобилей. Однако испытания самоходных повозок, прародителей современных машин, начались практически сразу после их изобретения. Эти ранние соревнования были не просто развлечением, а важнейшим инструментом демонстрации возможностей новой техники, эффективной рекламой для инженеров-конструкторов. Особенно увлекательно погрузиться в детали первых гонок, которые были сопряжены с огромными рисками для их участников.

Эпоха пара: предшественники автомобилей

Современный автомобиль появился не в одночасье. Его далеким предком считается «Автомобиль Кюньо», представленный французским изобретателем Николя Жозефом Кюньо в 1769 году. Это была массивная трехколесная машина, созданная для транспортировки артиллерийских орудий и приводимая в движение паровым двигателем внешнего сгорания мощностью около 7 лошадиных сил. По сути, эта самоходная повозка стала праматерью всех автономных транспортных средств.

Конструкция Кюньо была далека от совершенства. Ее огромный двигатель работал медленно, производил клубы дыма и так пугал лошадей на улицах Парижа, что это стало настоящей проблемой. Интересно, что первая в истории авария с участием самоходного экипажа также связана с именем Кюньо: в 1771 году один из его прототипов врезался в каменную стену. Последующие сто лет ушли на постоянное усовершенствование паровых машин.

К середине XIX века паровые повозки стали достаточно распространенными, что потребовало введения специальных правил. Например, в Великобритании для них действовали строгие ограничения: скорость в городе не более 3 км/ч, а за городом — не более 6 км/ч. Кроме того, впереди такого экипажа на 55 метров должен был идти человек с красным флагом, чтобы предупреждать встречный транспорт и пешеходов. Это создавало уникальную и даже гротескную картину, которая, по сути, стала предтечей стимпанка как культурного феномена.

Управление таким транспортом было особым искусством. Экипаж обычно состоял из двух человек: «водителя», который рулил, и «кочегара», в чьи обязанности входило поддерживать огонь в топке и следить за давлением пара. Первый же автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Benz Patent-Motorwagen, был создан Карлом Бенцем лишь в 1886 году. Поэтому, говоря о первых в мире автогонках, логично обратиться к более ранним событиям, таким как знаменитые соревнования 1878 года, вошедшие в историю как «Великие гонки».

Великие гонки 1878 года: первый заезд в Америке

История этой гонки началась с законодательной инициативы штата Висконсин. В 1875 году местное Законодательное собрание учредило денежный приз в 10 000 долларов для изобретателей, которые смогут создать практичную и недорогую механическую замену лошадям для сельскохозяйственных и транспортных работ. Чтобы получить награду, изобретение должно было успешно пройти полевые испытания в течение пяти лет. Первоначальные формулировки закона были размыты, что привело к долгим спорам, поэтому в 1877 году правила пересмотрели.

Новые условия были конкретными и суровыми: паровой экипаж должен был преодолеть 200-мильный маршрут (около 322 км) со средней скоростью не менее 5 миль в час (около 8 км/ч), уметь вспахивать поле, буксировать груженый прицеп и иметь коробку передач для движения вперед и назад. Все испытание длилось не более 10 дней и строго документировалось официальным лицом от штата. Так началось эпическое состязание.

На старт заявились шесть экипажей, названных в честь городов, где они были построены, но до финиша своим ходом добрались только два. 16 июля паровые повозки из Ошкоша и Грин-Бея прибыли на точку старта в Грин-Бее. Маршрут пролегал на юг, до Эпплтона. Третий участник, «Мэдисон», застрял в грязи по дороге на гонку. Четвертый («Милуоки») даже не завелся, пятый («Фон-дю-Лак») не был достроен, а о шестом история не сохранила никаких сведений.

Участники: изящный Ошкош против грубого Грин-Бея

События гонки активно освещались местной прессой, и симпатии журналистов и публики были явно на стороне экипажа из Ошкоша.

Обратите внимание: Втулка стартера Accent/Elantra/Getz/Sonata /Santa Fe/Tucson/Matrix/Rio/Cerat o/Sorento/Sportage/Optima 3611211140.

Во-первых, их машина выглядела более элегантно и весила «всего» 5000 фунтов (около 2,3 тонны). На ней был установлен двухцилиндровый 12-сильный двигатель с вертикальным котлом и цепной привод, похожий на те, что используются в современных грузовиках.

Во-вторых, «Ошкош» был плодом коллективного труда команды из шести талантливых инженеров и предпринимателей, включая котельщиков и производителей сельхозтехники. Им удалось построить машину всего за 60 дней. В отличие от них, команда из Грин-Бея была сборищем наемных рабочих, а вся слава доставалась единственному изобретателю — Эдварду П. Коулзу.

Машина Коулза, изображение которой не сохранилось, по описаниям напоминала бронированный локомотив на деревянных колесах. Она была вдвое тяжелее соперника (14 000 фунтов или около 6,4 тонн), имела полный привод и 3-ступенчатую коробку передач, но отличалась ненадежностью и неопрятным видом.

Ход гонки и драматичный финиш

Испытания оказались тяжелыми для обоих экипажей. Им приходилось тащить на веревках груженые телеги, которые постоянно рвались, вынуждая делать остановки. На подъемах мощности не хватало, и всей команде, кроме водителя и кочегара, приходилось идти пешком до вершины, чтобы облегчить машину. Кульминацией стал момент, когда «Ошкош», пытаясь обогнать тяжелый «Грин-Бей», съехал на мягкую обочину. От резкого рывка лопнули крепления прицепа, и груз свалился в кювет, что привело к долгой задержке.

Несмотря на это, экипаж из Ошкоша в одиночку финишировал около 23:00 23 июля, преодолев 201 милю. Их официальное время составило 33 часа 27 минут, что давало среднюю скорость около 6 миль в час — выше требуемого минимума.

Итоги: победа и несправедливость

Однако получить заслуженный приз в 10 000 долларов оказалось непросто. Жюри, поздравив победителей, предложило им разделить деньги с командой Грин-Бея, что вызвало возмущение создателей «Ошкоша». В итоге им выплатили только 5 000 долларов, а команда Коулза в качестве утешительного приза получила 1 000 долларов. Куда исчезли оставшиеся 4 000, осталось загадкой.

Тем не менее, гонка имела огромный успех и доказала жизнеспособность самоходного транспорта. В последующие годы создатели «Ошкоша» продали от 6 до 12 своих двигателей. Эта история напоминает нам, что эра автомобилей началась задолго до Benz и Даймлера, в дыму и паре первых паровых машин, чьи создатели соревновались не только в скорости, но и в инженерной смекалке.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Бодрый старт: как проходила первая в мире автогонка.