Кризис в автопроме: всё было напрасно?
Автомобильная отрасль, долгое время считавшаяся двигателем экономики развитых стран, оказалась уязвимой, как скорлупа. Первый серьёзный удар был нанесён пандемией, которая на несколько месяцев остановила конвейеры. Однако настоящим шоком стало решение Европарламента установить жёсткие сроки: к 2025 году добиться нулевых выбросов CO2, а к 2030 году полностью перейти на производство электромобилей, отказавшись от двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Голоса индустрии против решения бюрократов
Период 2020-2021 годов можно считать переломным для всего современного автопрома. Если только сама природа не вмешается, у традиционного автомобилестроения, кажется, нет шансов. И природа, как выяснилось, действительно вмешалась (об этом ниже).
Летом этого года, будучи членом европейского жюри Autobest, я услышал мнение топ-менеджеров мирового автопрома относительно решения брюссельских чиновников. Такие авторитетные фигуры, как Лука де Мео (глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi-Lada) и Карлос Таварес (руководитель группы Stellantis, объединяющей Peugeot, Citroën, Opel, Fiat, Chrysler, Jeep), единогласно предупреждали о грядущих массовых закрытиях заводов по производству комплектующих и увольнениях сотен тысяч сотрудников.
Наглядный пример хрупкости этой системы — ситуация с Porsche. Многие дорогие модели этой марки сейчас не могут быть доставлены покупателям в России из-за дефицита всего одного датчика. Мощностей в Китае не хватает, а в Японии сгорел завод-производитель. Из-за, казалось бы, мелочи рвётся вся глобальная цепочка поставок. Остановка производства новых машин с ДВС сделает нерентабельным и выпуск запчастей для старых автомобилей. Где вы найдёте тот самый датчик для своей машины с пробегом? А на покупку нового электромобиля денег может не быть, даже с учётом возможной господдержки.
Бунт природы: энергетический коллапс в Европе
Руководители автопрома — люди подневольные, им прикажут сокращать — они будут сокращать. А вот природа не подчиняется приказам — и в этом году она взбунтовалась.
Ветер стих, и ветряки остановились.
Надеюсь, читатели понимают, почему электромобили с таким трудом завоёвывают массовый рынок. Они существенно дороже, долго заряжаются и имеют ограниченный запас хода. Хотя с последней проблемой постепенно справляются, а высокую цену покупки часто оправдывают дешёвой эксплуатацией на фоне дорогого топлива. И вот здесь-то и случилась осечка.
В стремлении как можно быстрее отказаться от «грязной» энергетики Европа, похоже, перестаралась. Были закрыты многие ТЭЦ и АЭС, в Северном море построили тысячи ветрогенераторов, а поля усеяли солнечными панелями. Однако нынешней осенью солнце скрылось за тучами, а ветер почти полностью стих — так, как не стихал никогда. Лопасти ветряков замерли, а биржевые цены на электроэнергию взлетели до небес.
Все слышали о резком росте оптовых цен на газ? С электричеством произошло то же самое. Его стоимость внезапно подскочила на 700%! В то время как цены на нефть демонстрируют лишь плавный, рутинный рост на несколько процентов в месяц.
Средняя цена Мегаватт-часа на Лондонской бирже за 2010 - 2021 годы
Что же дальше? Будущее электромобилей под вопросом
Что получается в итоге? Если текущая тенденция сохранится, электромобили станут разорительными не только при покупке, но и в эксплуатации. И что тогда? Брюссель будет заставлять покупать их насильно? Ситуация становится всё менее предсказуемой. Будем наблюдать.
Уже к 2030 году, по решению Европарламента, вместо привычных ДВС и коробок передач мы получим это. Может, ещё не поздно отозвать это непродуманное решение? Ведь расплачиваться за него придётся не депутатам, а обычным налогоплательщикам.
Кстати, в России подобного скачка цен на электроэнергию, скорее всего, не произойдёт. Наши реки продолжают крутить турбины ГЭС, АЭС стабильно работают, а внутренние цены на газ и нефть не так сильно зависят от биржевых спекуляций. То есть нас ждёт обычная инфляция, не более. Не придётся ли тогда выручать европейцев, скупая за копейки внезапно ставшие ненужными электромобили? Сомневаюсь, что такая покупка будет выгодной где бы то ни было.
Впрочем, возможно, я ошибаюсь — время покажет. Информация ещё очень свежа, а тренды проявляются не сразу. А что думаете вы? Напишите в комментариях, буду благодарен за мнение.
#автомобильная промышленность #электромобили в россии #электромобиль #со2, #двс #ДИЗЕЛЬНЫЙ МОТОР #ЦЕНА НА ГАЗ, #ЦЕНА НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Электромобили – фсё?!.

