Дизель

Топливный акциз. К чему готовиться автомобилистам

Фото: David ROUMANET/Pixabay

Дискуссии вокруг соотношения топливных акцизов не утихают второй год. На прошлой пленарной сессии народный депутат Алексей Мовчан призвал народных депутатов безотлагательно рассмотреть проект закона о сбалансированности ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ, автором которого он является.

«Половина дизельного топлива и сжиженного газа изготавливается в Российской Федерации — стране-агрессоре, с которой мы воюем. Каждый год мы импортируем нефтепродукты, финансируя экономику соседних стран», — заявил нардеп.

По мнению Мовчана, такими транзакциями мы финансируем «Роснефть» и «Газпром».

Читайте также: Остановка поставок белорусского бензина: что будет с ценами в Украине

Законопроект №4098 предлагает унифицировать акцизы на бензины и LPG на уровне 139 евро. Это приведет к изменению структуры потребления и меньшей зависимости от поставок LPG из РФ. Есть еще несколько альтернативных вариантов законопроекта, наиболее популярные из которых:

  • 4098-2 предлагает снизить акциз на бензин с 213,5 до 169,5 евро за 1 тыс. л и повысить акциз на LPG с 52 до 124,5 евро за 1 тыс. л. Инициатором законопроекта выступил глава Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус.
  • 4098-4 предлагает ввести фиксированное соотношение ставок акцизного налога на LPG на уровне 25% от ставки акциза на бензин.

Зачем нужно перераспределять акциз? Что нам это даст?

За последние 10 лет на украинском рынке произошла перемена: часть потребляемого бензина заместили сжиженным газом. В 2012 году потребление бензинов в Украине составляло 4,2 млн тонн, а в 2020 году — 2,1 млн тонн (–50%).

В тот же период потребление сжиженного газа возросло с 0,8 млн до 2,03 млн тонн/год (+253%). Подобные перекосы в потреблении нефтепродуктов нетипичны для стран ЕС. Там основное топливо — это дизель, доля которого составляет 65–85%, и бензин с долей 15–35%. При этом, если говорить о потреблении отдельных стран, доля LPG в основном составляет около 1%, в некоторых странах — 4,5% (Италия, Литва), и есть практически единичные случаи с долей около 8% и более (Польша, Болгария).

Причина возросшего спроса на LPG связана с его почти вдвое более низкой ценой по сравнению с бензинами. Ставки акциза — один из главных факторов, определяющих такую разницу в ценах. Действующие ставки акциза на бензин составляют 213 евро за 1 тыс. л, на сжиженный газ — 52 евро за 1 тыс. л.

Читайте также: Что нового готовит нам инфляция: прогноз на неделю

Дальнейшее игнорирование сложившейся ситуации приведет к негативным последствиям, которые угрожают национальной безопасности в энергетической, экономической и социальной сферах, уверен член правления Украинский энергетической ассоциации Максим Малашкин.

Сбалансировать акцизную политику и выровнять структуру рынка крайне необходимо, поскольку:
1. Дальнейшее возрастание потребления сжиженного газа влечет за собой вытеснение с рынка бензинов, увеличивает зависимость от импортных поставок из РФ, уменьшает потенциал нефтепереработки и ведет к ненадлежащему обеспечению стратегических отраслей экономики и военной сферы отечественным горючим, что крайне важно для энергетической безопасности государства.
2. Уменьшение спроса на бензин составляет реальную угрозу закрытия нефтеперерабатывающих предприятий.
3. Закрытие нефтеперерабатывающего производства приведет и к закрытию смежных отраслей и повлечет за собой сокращение работников, рост уровня безработицы и социальной напряженности в регионах.
4.

Обратите внимание: Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям?.

Дотирование потребителей LPG необоснованно низким акцизом приводит к ежегодным бюджетным потерям в размере не менее 13 млрд грн, - Максим Малашкин. Член Правления Украинский энергетической ассоциации

У нас действительно перекошена система налогообложения ставок акцизным сбором, считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Мы видим абсолютно нетипичное потребление сжиженного газа, который мы не производим и не можем производить, в отличие от того же бензина. У нас сегодня потребление бензина и сжиженного газа — 50 на 50, по 2 млн тонн. Нигде в мире такого больше нет. Мы можем существенно нарастить выпуск бензина за счет внутреннего производства. Но сжиженный газ мы заместить не сможем и постоянно будем от него зависимы. Украине нужно достичь гармоничной общепринятой системы потребления с немного большей долей бензина и параллельным снижением доли сжиженного газа. Оптимальным было бы потребление газа порядка 1 млн тонн в год, а бензина — порядка 3 млн тонн. Таким образом, мы станем более устойчивыми и снизим зависимость от импорта практически вдвое, - Сергей Куюн. Директор в «Консалтинговой группе А-95»

Директор по коммерческим вопросам компании «Укргаздобыча» (владеет Шебелинским ГПЗ) Сергей Федоренко также поддерживает необходимость изменения акцизных платежей.

Нужно снижать акциз на бензин ввиду расцвета нелегального рынка, чтобы уменьшить экономическую составляющую нелегальной деятельности. Чем меньше акциз на бензин, тем меньше нелегальных денег в виде неуплаченных налогов остается на руках недобросовестных продавцов, - Сергей Федоренко. Директор по коммерческим вопросам компании «Укргаздобыча»

Вероятность новых ставок, и как изменятся цены

Законодателям будет непросто провести уравнивание ставок на бензин и сжиженный газ, поскольку это затрагивает потребителей недорогого товара, уверены эксперты.

Трудно сказать о вероятности принятия этого закона. Насколько я знаю, пока есть понимание только с одной стороны. Мы все видим, как тяжело проходят такие законы, например закон о евробляхах. Нужно искать компромиссный вариант, чтобы не сильно пострадал потребитель и чтобы дать стимул преобразовать топливную корзину, - Сергей Куюн. Директор в «Консалтинговой группе А-95

В то же время Сергей Федоренко больше поддерживает компромиссную инициативу, зарегистрированную Герусом.

Я считаю, что уравнивание акцизов вызовет достаточно прогнозируемую конфронтацию между продавцами сжиженного газа и светлых нефтепродуктов и не отобразит альтернативный характер сжиженного газа как топлива. Мы производим и сжиженный газ, и бензин, поэтому мы заинтересованы в компромиссном варианте, при котором продается и то, и то, - Сергей Федоренко. Директор по коммерческим вопросам компании «Укргаздобыча»

По мнению Малашкина, после увеличения акциза розничная цена на сжиженный газ вырастет на несколько гривен. Одновременно произойдет снижение цены на бензины в среднем до 3 грн/литр.

Мы прогнозируем, что рост потребления сжиженного газа должен как минимум остановиться. Дальше все будет зависеть от стоимости самого продукта, поскольку в отдельные периоды по европейским котировкам (на основании которых формируются конечные цены) цена тонны сжиженного газа была выше, чем цена бензина, - Максим Малашкин. Член Правления Украинский энергетической ассоциации

Фактически он был дешевле не потому, что это сам по себе дешевый продукт, а потому, что акциз на него был гораздо ниже, пояснил эксперт.

Источник

Больше интересных статей здесь: Дизель.

Источник статьи: Топливный акциз. К чему готовиться автомобилистам.

×
закрыть