Полное руководство по замене двухрядной цепи ГРМ на двигателях ЗМЗ (УАЗ Патриот, Волга, Газель)

В этой статье представлена подробная инструкция по замене цепи газораспределительного механизма (ГРМ) на двухрядный комплект. Материал основан на личном опыте автора и будет особенно полезен владельцам автомобилей УАЗ Патриот, Волга и Газель с двигателями ЗМЗ 409, ЗМЗ Pro, а также с некоторыми особенностями для ЗМЗ 406. Важное предупреждение: данная информация носит ознакомительный характер. Перед началом работ обязательно убедитесь в совместимости выбранного комплекта с конкретной модификацией вашего двигателя, так как могут быть различия в количестве звеньев цепи, типе натяжителей (звезды или башмаки) и других деталях.

Предыстория и выбор комплекта

Работа была выполнена на УАЗ Патриот в 2017 году. Причиной замены стал выход из строя натяжителя цепи. Для ремонта был выбран комплект от производителя "Прогресс". Замена — процесс трудоемкий. В условиях хорошо оборудованного сервиса (с подъемником, специализированным инструментом) он занял около 7 часов. Стоит отметить, что доступ к двигателю в подкапотном пространстве ограничен, поэтому выполнение работ без смотровой ямы или подъемника крайне затруднительно.

Особенности и сложности процесса

Одной из сложностей стал болт кронштейна кондиционера, доступ к которому был перекрыт опорой двигателя. Чтобы не снимать опору, болт был аккуратно распилен, а его остаток извлечен. Было принято решение не возвращать его на место, оставив три оставшихся болта для крепления. Практика показала, что этого достаточно. В ходе работ также были заменены ролики и установлены бронзовые полукольца и шайбы от производителя "Родос-М" вместо штатных пластиковых. Однако автор отмечает, что за 40 тысяч километров пробега валы оставили выработку и на этих бронзовых деталях. Это ставит под вопрос их эффективность по сравнению с регулярной заменой недорогих пластиковых аналогов.

Результаты замены и настройка фаз

После замены фазы были установлены на 19 градусов для выпускного и 20 градусов для впускного распредвалов. Первое время двигатель работал неустойчиво, но после небольшой обкатки (около 300 км) его работа выровнялась и стала тише. Отмечен рост расхода топлива на холостом ходу с 1.6 до 2.1 л/час. Частично это можно объяснить возросшими механическими потерями из-за более массивных цепей и звезд, но ключевым фактором является точность установки фаз газораспределения.

Важный момент: Автор настоятельно рекомендует при самостоятельном ремонте придерживаться заводских значений фаз, указанных в технической документации на двигатель. Изменение фаз — это серьезная корректировка, которая для правильной работы должна сопровождаться перенастройкой угла опережения зажигания в блоке управления двигателем (ЭБУ). В противном случае возможны проблемы со смесеобразованием, потеря мощности, повышенный расход и даже повреждение каталитического нейтрализатора.

Возникшие проблемы и выводы

После замены иногда появлялся кратковременный стук при холодном запуске. Похожие симптомы ранее указывали на неисправность гидронатяжителя. В данном случае натяжители из комплекта "Прогресс" также были сочтены ненадежными и впоследствии заменены на изделия марки Ina. Интересно, что на более новых моторах ЗМЗ Pro завод уже использует двухрядные цепи и натяжители Ina, что подтверждает их надежность.

Пошаговая инструкция по замене цепи ГРМ

1. Демонтаж диффузора и вискомуфты радиатора (ключи на 10 и 32).
2. Отсоединение крепежа и снятие крышки головки блока цилиндров (ГБЦ).
3. Аккуратное извлечение катушек зажигания.
4. Слив охлаждающей жидкости (предпочтительно через радиатор).
5. Снятие приводного ремня навесного оборудования и его роликов.
6. Демонтаж шкива и ступицы коленчатого вала (ключ на 36, съемник).
7. Снятие датчика положения коленвала (ДПКВ).
8. Откручивание кронштейна кондиционера и остальных роликов.
9. Снятие патрубка воздушного фильтра и генератора.
10. Работа с правой опорой двигателя для полного доступа к кронштейну кондиционера (в данном случае болт был распилен).
11. Ослабление крепления и аккуратное отгибание передней части поддона двигателя для доступа. Если поддон на металлической прокладке, его лучше снять полностью.
12. Демонтаж шкива водяного насоса и верхней половины передней крышки двигателя.
13. Снятие гидронатяжителей, успокоителей цепи и звезд распредвалов.
14. Снятие насоса гидроусилителя руля (ГУР) и корпуса термостата.
15. Отсоединение патрубков и демонтаж водяного насоса.
16. Снятие нижней половины передней крышки двигателя и звезды коленвала.

17. Установка новой звезды на коленвал (напрессовка, запрещено использование ударных инструментов!).
18. Совмещение меток на звезде коленвала и блоке цилиндров. Установка звезды промежуточного вала (промвала) по меткам.
19. Монтаж нижней цепи, успокоителя и натяжного башмака (или звезды).
20. Установка прокладок, верхнего башмака и верхней цепи на звезду промвала. Башмак временно фиксируется проволокой.
21. Установка нового сальника и монтаж нижней половины крышки двигателя на герметик.
22. Обратная установка водяного насоса, кронштейна ГУР и кондиционера.
23. Монтаж и последующая "разрядка" (снятие нагрузки) нижнего гидронатяжителя. Это критически важный этап.
24. Установка ступицы и шкива коленвала с затяжкой динамометрическим ключом.
25. Надевание верхней цепи на звезду выпускного распредвала и ее установка с совмещением метки.
26. Установка звезды впускного распредвала и среднего успокоителя.
27. Монтаж и "разрядка" верхнего гидронатяжителя.
28. Внимание! Точная установка фаз выпускного и впускного распредвалов с помощью транспортира и инструкции к комплекту ГРМ. Затяжка болтов крепления звезд.
29. Проверка правильности установки: проворот коленвала на 2 оборота (для данных моторов) и контроль совпадения всех меток.
30. Установка верхнего успокоителя, бугеля и верхней половины крышки двигателя.
31. Сборка остальных узлов в обратном порядке.
32. Запуск двигателя и проверка его работы.

Заключение

Данный материал призван помочь тем, кто планирует самостоятельную замену цепи ГРМ. Объем работ значительный, поэтому для многих может быть рациональным решение обратиться в специализированный сервис. На современных двигателях ЗМЗ Pro заводом уже применяются надежные двухрядные цепи, что говорит о правильном выборе для модернизации. Надеемся, эта инструкция окажется для вас полезной.

Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor

Rutube (видосики): https://rutube.ru/channel/23968383/

Этот пост был ранее опубликован мною на Драйв2. Резервное копирование выполнено в связи с недружественными действиями Империи лжи и Империи ржи.

#уаз #авто #грм #путешествия #ремонт

#внедорожники

#цепь грм

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: Замена цепи грм уаз Патриот / Волга / газель на двухрядную. Инструкция.