Как известно, автомобиль – это сложное устройство, конструкция которого постоянно совершенствуется и модернизируется. Усовершенствования делают как компании-производители, так и сами владельцы. Одно из таких усовершенствований - чип-тюнинг автомобиля. Подробней рассмотрим, что это, а также плюсы и минусы чип-тюнинга.
Тенденция мирового автомобилестроения такова, что все больше функций в современном транспортном средстве выполняет электроника. Регулировку работы мотора, коробки передач осуществляют электронные чипы, находящиеся в автомобиле в большом количестве и обрабатывающие различную информацию. Управление осуществляет электронный блок управления (ЭБУ). По сути, для корректного работы ЭБУ прописывается особая микропрограмма («прошивка») с заранее заданным алгоритмом, позволяющим регулировать работу транспорта. Ее можно сравнить с операционной системой компьютера, какого-либо гаджета. Алгоритмами контролируется время открытия форсунок, угол опережения зажигания, другие параметрами. Создание микропрограммы – сложный, долгий процесс. На заводе-изготовителе инженеры вместе с программистами командой работают над ней.
Ранее автомеханики для увеличения мощности двигателя механически совершенствовали его. С появлением электронных чипов это явление приобрело название «чип-тюнинг».
Что такое чип-тюнинг двигателя
Разберем подробнее, что такое чип-тюнинг двигателя. Название образовано от сочетания английских слов «chip» и «tuning». Дословно это означает «настройка электронной микросхемы».
чип-тюнинг в современном понимании – это внесение изменений в настройки электронного блока управления для усиления мощности двигателя. Иными словами, это постановка добавочных электронных устройств (субкомпьютеров), обмен заводского блока управления на тюнинговый, его настройка.
Что дает чип-тюнинг? Он напрямую влияет на параметры мощности двигателя автомобиля:
- Изменением микропрограммы можно сделать расход бензина более экономичным. Такой вариант не пользуется популярностью, так как он уменьшает динамические свойства двигателя.
Обратите внимание: Чип-тюнинг, за и против..
Другими словами, машина едет медленнее. - Заводская (штатная) микропрограмма слегка меняется. Это дает небольшое снижение расхода бензина, плавность функционирования мотора, мощность слегка увеличиваются. Самый щадящий и безопасный вариант чип-тюнинга.
- Большей востребованностью пользуется чип-тюнинг, направленный на усиление свойств мощности мотора и крутящего момента.
Виды чип-тюнинга
Чип-тюнинг подразделяется на виды:
1. Tuning box. Выглядит как небольшая коробка с отходящими разных цветов проводами. Известный представитель – коробка RS-Chip. Подсоединяется к разъему obd2. Провода уходят к датчику давления, наддува турбины.
Преимущества Tuning box:
- Оборудование дилера не обнаруживает коробку, машина останется на гарантии,
- Маленький срок монтажа, занимает 15 минут
- Легко вернуть исходное состояние – достаточно отключить коробку. Более безопасный вид улучшения параметров двигателя.
Недостатки:
- Нормы токсичности не уменьшаются.
- Нетипичные моторы не подходят для этого вида чип-тюнинга
2. Перепрограммирование электронного блока управления. Преимущества этого вида чип-тюнинга являются:
- Возможность уменьшения норм токсичности, удаления катализаторов, постановки оборудования для газа.
- Мощность возрастает на больший процент, чем при установке Tuning box
- Нетипичные моторы поддаются настройке.
Недостатки перепрограммирования ЭБУ:
- Длительное время процедуры – до трех часов
- Плохое качество микропрограммы
- Потеря гарантии при обнаружении дилером не заводской программы.
Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя
На вопрос, стоит ли делать чип-тюнинг, нет однозначного ответа.
Множество автовладельцев придерживаются мнения, что чип-тюнинг – простая процедура, позволяющая «прокачать» двигатель, добиться существенного увеличения мощности мотора. Однако есть те, кто интересуется вопросом, вреден ли чип-тюнинг автомобиля.
Помните, вмешательство в настройку заводских систем машины – всегда рискованное мероприятие. Из-за этого можно потерять гарантийное обслуживание, нанести ущерб мотору автомобиля, что приведет к дорогостоящему ремонту или замене двигателя.
Микропрограммы от производителя дают гарантию корректной работы. Над ними работают профессиональные инженеры, программисты, программы тестируются разными способами перед записью их в ЭБУ машин, выпускающихся в массовый сбыт. Прошивки от завода создаются с ориентиром на современные экологические нормы.
Специалисты советуют отдавать предпочтение версии заводской микропрограмме большей мощности. К сожалению, это большая редкость.
Помимо производителя, перепрограммирование блоков управления предлагают различные организации. Выбирать стоит прошивки лучше от компании с громким именем – в этом случае шанс получить некачественную микропрограмму уменьшается.
Поддельная прошивка способна нанести автомобилю огромный вред. Под воздействием перепрограммирования крутящий момент увеличивается на 30-50%., количество лошадиных сил прибавляется, автомобиль разгоняется, едет быстрее. При установке не заводской, поддельной прошивки это может привести к полному выходу двигателя из строя.
Больше интересных статей здесь: Тюнинг.
Источник статьи: ЧИП-ТЮНИНГ, что это такое и нужен ли он.