Загадки автомобильных рейтингов

В мире автомобильной статистики не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Популярность многих легендарных марок и моделей при детальном рассмотрении оказывается подвержена манипуляциям с цифрами. Давайте разберемся, как на самом деле обстоят дела с рейтингами самых массовых автомобилей в истории.
Традиционная пятерка лидеров: правда и домыслы
Спросите любого, какие автомобили выпущены наибольшим тиражом, и большинство назовет тройку лидеров: Toyota Corolla (более 53 млн), Volkswagen Beetle (около 21,5 млн) и так называемую Фиато-Жигулевскую «Классику» (почти 17,8 млн). Четвертое место обычно отдают Ford Model T (свыше 15 млн), а пятое — Renault R4 (более 8 млн). Однако эти цифры требуют серьезной проверки.

Начнем с Ford Model T. Официальная статистика Ford говорит о 14,7 млн автомобилей, произведенных в США до 1927 года. Но если учесть канадское производство (около 758 тысяч), цифра приближается к 15,5 млн. При этом конструкция автомобиля за почти 20 лет выпуска менялась минимально, что позволяет считать его единой моделью.
С Volkswagen Beetle ситуация сложнее. Немецкий «Жук» непрерывно модернизировался. Кардинальные изменения в 1970-х (модели VW-1302/1303 «Супер Жук») привели к появлению автомобиля с новой подвеской, коробкой передач, увеличенной колесной базой. Можно ли суммировать продажи оригинального «Жука» и «Супер Жука»? Если быть строгими, то нет. Исключив «Супер Жуков» (3,76 млн), мы получаем не 21,5, а около 17,8 млн единиц базовой модели.

Toyota Corolla: имя против модели
Главный камень преткновения — Toyota Corolla. Концерн Toyota, говоря о рекордах, использует термин «nameplate» (именная табличка), а не «модель». Под одним именем «Corolla» с 1966 года выпускалось 12 поколений автомобилей, которые зачастую кардинально отличались друг от друга технически и конструктивно, особенно в адаптациях для разных рынков. Это скорее успешный бренд, а не одна долгоживущая модель. Если подходить строго, Corolla следует исключить из рейтинга моделей-долгожителей. Тогда её место займут такие же «долгоиграющие» nameplates, как Ford F-Series, Volkswagen Golf или Honda Civic.

Пересчитываем «Классику»: что скрывает цифра в 17,8 миллионов?
Исключение Corolla и «Супер Жуков» теоретически выводит Фиато-ВАЗовскую «классику» на второе место в мире. Но и здесь не всё просто. Цифра в 17,75 млн — это суммарный выпуск всех автомобилей на базе Fiat-124, включая производство в СССР, других странах соцлагеря, а также лицензионные копии вроде испанского SEAT-124.
Однако если рассматривать именно советскую «классику», нужно быть аккуратным. Бесспорно, ВАЗ-2101, 2102, 21011 и 21013 — это модификации одной базовой модели. Но ВАЗ-2105, 2104 и 2107 — это уже существенно переработанные автомобили с новыми кузовами, агрегатами и интерьерами. По меркам того же Fiat, такая глубокая модернизация считалась бы уже новой моделью (как переход от Fiat-124 к Fiat-131).

Если посчитать только «первоначальную» классику (ВАЗ-2101, 2102, 21011, 21013, 2103, 2106), то получится около 11 миллионов автомобилей. Добавив лицензионные Fiat-124 из Испании (SEAT), Турции (Tofaş), Индии (PAL Premier) и других стран (еще около 1,3 млн), выходим на цифру примерно в 12,3 миллиона автомобилей модели Fiat-124 и её прямых потомков. Это всё равно феноменальный результат, уверенно выводящий конструкцию на пьедестал мирового автомобилестроения.

Урок истории: успех определяется не только технологиями
Парадокс в том, что в итоговой тройке самых «живучих» моделей (после пересчета) оказываются автомобили, которые в свое время критиковали за консервативность. Beetle с его заднемоторной компоновкой, «классика» ВАЗ с задним приводом и рессорной подвеской, и занявший четвертое место Renault R4 с разной колесной базой и простейшим дизайном.

Это доказывает простую истину: долгосрочный успех модели определяет не только передовая инженерия, но и надежность, ремонтопригодность, доступность запчастей и, в конечном счете, — признание миллионов обычных покупателей. Они «проголосовали» своими сбережениями за эти автомобили, обеспечив им место в истории. Именно массовость производства и стала главным аргументом в споре о том, какая же конструкция оказалась по-настоящему успешной.

источник
Автомобильное оборудование История автомобиля Изобретение двигателя Хочу знать все о Советском Союзе Ретро-автомобили советского производства Длинная статья 1Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Покупали миллионами: как фиато-жигулевская «классика» стала одним из самых популярных автомобилей в мире.

