Многие считают, что кабриолет — идеальный выбор для жаркого сезона, поскольку он позволяет наслаждаться поездками на открытом воздухе. Однако важно понимать, что безопасность в таких автомобилях, особенно их винтажных моделей со складными крышами, требует особого внимания. Для жителей южных и приморских регионов преимущества кабриолета очевидны: на скорости без крыши вождение может быть более комфортным и приятным, чем в закрытых автомобилях с кондиционером. Но это справедливо только до момента аварии.
Когда крыша становится критически важной
Чтобы предотвратить трагические последствия, Американский страховой институт безопасности дорожного движения (IIHS) проводит специальные краш-тесты, оценивающие прочность крыши автомобилей. Эта необходимость обусловлена печальной статистикой: в США ежегодно десятки тысяч человек погибают в авариях, связанных с переворачиванием транспортных средств.
При опрокидывании автомобиля именно жесткий верх (крыша) становится главной защитой для головы и шеи водителя и пассажиров. Даже наличие люка, как мы уже рассказывали, снижает общую прочность кузова пропорционально своей площади. В кабриолетах эту роль выполняет подкос, который может быть складным или стационарным. Несмотря на заявления маркетологов, в вопросах защиты при опрокидывании хардтопы (автомобили с жесткой крышей) обычно эффективнее.
Помощь электроники и её пределы
Современные автомобили оснащены множеством электронных систем, призванных помочь водителю в критических ситуациях и избежать аварии. Наиболее эффективной среди них считается система динамической стабилизации (ESC). Она помогает предотвратить занос, который часто приводит к опрокидыванию, за счёт управления крутящим моментом на ведущих колёсах. Это позволяет компенсировать ошибки водителя в момент, когда контроль над автомобилем уже утерян.
Однако возможности ESC не безграничны. Эта система часто не входит в базовую комплектацию, а при слишком высокой скорости или малом радиусе поворота она может не справиться с предотвращением опрокидывания. Именно поэтому прочная крыша остаётся последней и важнейшей линией обороны для экипажа, оказавшегося в перевёрнутом автомобиле. От её надёжности напрямую зависит исход подобных аварий.
Особенности краш-теста на прочность крыши
Некоторые могут возразить, что боковые подушки безопасности («шторки») также хорошо защищают людей при опрокидывании.
Обратите внимание: Фейринг - обтекатель для багажника на крышу авто.
Это действительно так, но для их корректной работы необходимо достаточное свободное пространство сверху (а в случае опрокидывания — снизу). Это пространство позволяет людям не быть прижатыми к сложенным элементам кузова и даёт возможность безопасно покинуть автомобиль.
В создании этого жизненно важного пространства помогают прочная крыша и стойки кузова. Чем сложнее их смять, тем выше шансы на выживание. Для оценки этой способности существует специальный тест. В отличие от стандартных фронтальных краш-тестов, здесь металлическая пластина медленно (со скоростью около 3 мм/с) давит на одну сторону крыши. Испытание считается пройденным, если крыша выдерживает силу, как минимум в 4 раза превышающую вес автомобиля, до того как деформация достигнет 12.7 см.
Для получения оценки «хорошо» соотношение прочности к весу должно быть не менее 3.25, для «удовлетворительно» — не менее 2.5. Результаты ниже этого порога считаются плохими и существенно снижают уровень защиты водителя и пассажиров.
Практическая ценность этой информации
Знание результатов таких тестов помогает, как минимум, выбрать более безопасный автомобиль. Например, в ходе испытаний крыша Buick LaCrosse 2010 года выдержала нагрузку, в 4.9 раза превышающую её собственный вес, что является отличным показателем.
Немного хуже, но всё же на достойном уровне оказались результаты популярных Volkswagen Tiguan 2009 года и Kia Sportage 2008 года. Некоторые другие модели, впрочем, не выдержали критики.
***
Эта информация особенно полезна при покупке автомобиля с аукциона, например, на американском рынке подержанных машин. Такие автомобили часто продаются с различными повреждениями. Внимательно изучите историю понравившейся модели: если в ней был случай опрокидывания, обязательно ознакомьтесь с результатами краш-теста на прочность крыши для этой конкретной модели. Покупка автомобиля с низкими показателями может быть буквально опасной для жизни.
[my]ТранспортПолезноеИнтересноАвтоАвтоКраш-тестФактыВодительАвтомобилистыЗапчастиИнформативноБезопасностьКрышаКабриолетАвтопромЭкстремальная аварияДТПКузовLangpost 0 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Знаете ли вы, как проверяют крышу авто на прочность.

