Покупка автомобиля часто сопровождается радикальным решением — немедленным удалением катализатора с последующей перепрошивкой электронного блока управления под стандарт Евро-2. Но насколько оправданы такие действия и всегда ли они необходимы?
Катализатор: долгожитель или проблема?
Одна из главных причин, по которой автовладельцы стремятся избавиться от катализатора, — риск его повреждения, что может привести к остановке двигателя. Однако эта участь постигает далеко не каждый автомобиль. Рассмотрим пример: катализатор на Chevrolet Lacetti с двигателем 1.6 и пробегом 300 000 километров.

Внешне устройство выглядело вполне исправным, без видимых следов критического износа или прогорания.
Основная функция катализатора — очистка выхлопных газов и нейтрализация вредных веществ перед их выбросом в атмосферу, что снижает экологический ущерб. Поэтому судить о его состоянии только по внешнему виду нельзя. На просвет стало очевидно, что соты катализатора забиты.

Несмотря на солидный пробег в 300 000 км, этот катализатор, вероятно, мог бы исправно работать и дальше, вплоть до 400 000 км, если бы не механическое засорение.

Возникает закономерный вопрос: если устройство выполняет свою функцию, зачем его удалять?
Реальные причины выхода катализатора из строя
Существует несколько сценариев, при которых катализатор становится проблемой:
- Конструктивные и производственные дефекты. Некоторые модели катализаторов изначально имеют слабые места в конструкции или брак производства. Они могут начать разрушаться — выгорать и крошиться. Образовавшаяся керамическая пыль затем засасывается во впускной тракт и попадает в цилиндры двигателя, вызывая абразивный износ — это наиболее опасный для мотора сценарий.
- Перегрев и выгорание. Главная причина этого — использование некачественного топлива. Топливо с неправильным октановым числом может догорать уже в выпускном коллекторе, резко повышая температуру газов перед катализатором. Аналогичная проблема возникает на автомобилях с агрессивным чип-тюнингом. Постоянный перегрев приводит к оплавлению и разрушению керамических сот.
- Низкий уровень обслуживания автомобиля. Редкая замена свечей зажигания, использование низкокачественного топлива и масла, общее пренебрежение регламентом ТО — все это ускоряет износ и катализатора, и двигателя в целом.
Обратите внимание: На уровне Monroe: тест амортизаторов DEQST.
- Засорение. Менее опасная, но неприятная проблема. Катализатор может забиться продуктами сгорания масла, которое попадает в цилиндры из-за износа маслосъемных колец или других проблем с ЦПГ. Как правило, это актуально для автомобилей с пробегом более 150 000 км. Однако встречаются случаи, когда засорение происходит и на сравнительно свежих машинах с пробегом около 50 000 км из-за серьезных неисправностей двигателя.
Известны даже казусные случаи, когда катализатор выходил из строя на новом автомобиле (например, Kia Ceed) уже к первому плановому ТО на 5 000 км. В подобных ситуациях владельцам везет, если разрушение не успело нанести вред двигателю.
Так удалять или нет? Практические рекомендации
Решение должно быть взвешенным и основываться на реальном состоянии автомобиля:
- Если ваш автомобиль имеет пробег 200 000 км и более, но при этом двигатель работает ровно, тяга не потеряна, а диагностика не выявила проблем с катализатором, — нет никаких оснований для его удаления.
- Удаление катализатора стоит рассматривать как вынужденную меру для конкретных моделей автомобилей, известных хроническими проблемами с этой деталью, либо при диагностированном разрушении самого катализатора.
- При покупке подержанного автомобиля необходимо уделить особое внимание проверке катализатора. Важно выяснить: оригинальный ли он, не был ли вырезан, и если был удален, то по какой причине. Обязательно нужно проверить состояние двигателя (компрессию, наличие металлической стружки в масле), так как последствия разрушения катализатора могут быть уже в нем.
Желаем вам удачи на дорогах и исправного автомобиля!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Катализатор: удалять или нет?.




