Развитие военных тягачей в СССР: от послевоенного дефицита к специализированной технике

После победы в Великой Отечественной войне перед советской оборонной промышленностью встала острая необходимость в создании современных и эффективных тягачей для нужд армии. Довоенный парк подобной техники, включавший в основном гусеничные грузовики и сельскохозяйственные тракторы, был признан слабым и маломобильным, особенно в условиях сложного бездорожья. В военные годы проблема усугубилась: несмотря на мобилизацию всей сельхозтехники, катастрофически не хватало мощных машин, способных буксировать тяжелую артиллерию. Лишь к концу войны началась активная разработка специализированных артиллерийских и ракетных тягачей, которая вышла на новый уровень в послевоенные десятилетия.

МАЗ-529: родоначальник линейки

Одним из первых успешных послевоенных проектов стал одноосный тягач МАЗ-529, разработанный на Минском автозаводе в 1958 году. Изначально он создавался для артиллерийских подразделений. После испытаний базовой модели, оснащенной 120-сильным двигателем, последовала модернизация, и серийное производство под индексом МАЗ-529Б было развернуто на Могилёвском автозаводе. На серийные машины устанавливался дизельный двигатель ЯАЗ-206А мощностью 180 л.с. и 5-ступенчатая коробка передач. Цельнометаллическая кабина крепилась на раме позади массивных 28-дюймовых колес. Скорость с грузом составляла около 40 км/ч. Эта удачная платформа стала основой для целого семейства машин, включая скреперы и мощный тягач МАЗ-529Э (205 л.с.), созданный специально для ракетных войск и отличавшийся высокой проходимостью.

Первый минский одноосный тягач МАЗ-529

Опытный 120-сильный тягач МАЗ-529

Современный тягач МАЗ-529В

МАЗ-529Э

МоАЗ-546П: шаг вперёд с рессорной подвеской

В 1960 году инженеры представили новое поколение тягачей — МоАЗ-546П. Ключевым нововведением стала рессорная подвеска, улучшившая ходовые качества. Мощность двигателя была повышена до 215 лошадиных сил. Эта модель стала универсальной: её использовали не только в ракетных войсках для транспортировки и установки баллистических ракет, но и в народном хозяйстве в качестве мощной строительной и карьерной техники. Конструкция позволяла создавать на базе тягача двухосные автопоезда с низкорамными прицепами.

МоАЗ-546П

Обратите внимание: Тягачи: ключевые элементы грузоперевозок.

Новая модель предназначена для использования ракетными войсками в качестве тягачей, буксировочных устройств и в качестве комплектующих для армейских установок баллистических ракет.

Данная модель представляет собой двухосный автопоезд, который собран на базе низкорамного прицепа, при этом передняя часть платформы опирается на сцепное устройство тягача.

Специализированные модификации: МАЗ-529Е и ДЭ-224

На базе МАЗ-529Э был создан военный тягач-кран МАЗ-529Е. Низкая одноосная платформа с крановым оборудованием предназначалась для погрузки, сборки и перевозки ракетного вооружения и могла буксировать специальные цистерны для топлива. К началу 1970-х годов большинство платформ прошло модернизацию, но стало ясно, что техника морально устаревает, и требуются новые разработки для обеспечения национальной безопасности.

Военный кран на базе тягача МАЗ-529Э

Эти тягачи предполагается использовать для доставки ракетных комплексов помимо обычных платформ, а также могут перевозить полуприцепы-цистерны 8Г132.

Параллельно велись работы над уникальной техникой для аэродромного обслуживания. Тягач ДЭ-224, оснащенный газотурбинным двигателем от самолета Ил-18, был способен за час очистить и высушить до 80 гектаров взлетно-посадочной полосы с помощью щеток и ножевого оборудования. На его основе позже создали снегоочиститель ДЭ-235 с двигателем от Ту-124, считавшийся одной из самых надежных машин своего времени.

ДЕ-224

За весь период было собрано более 20 таких машин, после чего было принято решение о модернизации данной модели для создания полного спектра техники.

ДЕ-235

КЗКТ-932 «Зауралец»: амбициозный, но неудачный проект

Попыткой создать тягач нового поколения стал проект «Зауралец» (КЗКТ-932), разработка которого началась в 1963 году. Инженеры применили передовые решения: дисковые тормоза и гидропневматическую подвеску. Были созданы двухосная (Е932) и одноосная (2Э932) версии. Однако испытания выявили множество недостатков, и проект признали «сырым». Последующие модификации 3Э932 и 4Э932 получили электропривод колес полуприцепа от собственного дизель-генератора. Несмотря на инновационность, конструкция оказалась перегруженной и ненадежной, не соответствуя жестким армейским требованиям по проходимости и грузоподъемности. В 1969 году проект был окончательно закрыт, что стало примером того, как даже смелые технические идеи могут не найти успешного воплощения.

КЗКТ-932

Зауралец-932А с электроредуктором

История советских военных тягачей — это путь от импровизаций с сельхозтехникой до создания мощных, специализированных машин для артиллерии, ракетных войск и даже аэродромов. Несмотря на отдельные неудачи, такие как «Зауралец», в целом инженерам СССР удалось создать целый ряд уникальных и надежных образцов техники, которые долгие годы обеспечивали обороноспособность страны.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Тягачи в армии СССР.