История микроавтомобилей: от циклонетов до «моргуновок» — поиск доступного транспорта

В современном мире, с развитием каршеринга и альтернативных средств передвижения, вопрос о необходимости личного автомобиля становится менее острым. Однако стремление человека к обладанию собственным транспортным средством остаётся мощным стимулом для инженерной мысли. Чаще всего этим средством является обычный автомобиль, который мы используем в одиночку, несмотря на наличие нескольких пассажирских мест. Это противоречие не раз порождало попытки создать предельно компактный и дешёвый автомобиль. Иногда такие эксперименты были забавными, но чаще — печальными, балансируя на грани между гениальным упрощением и курьёзом.

Маленький значит дешёвый: истоки идеи

В автомобилестроении понятия «маленький» и «дешёвый» долгое время были синонимами. Логика проста: меньше материала — ниже себестоимость. Однако миниатюризация часто означала отказ от комфорта и безопасности, что создавало главное противоречие для конструкторов на протяжении десятилетий.

Микроавтомобили появились практически одновременно с самим автомобилем. Одним из ранних примеров можно считать трёхколёсный «Циклонет» (Cyklonette) немецкой фирмы Cyklon, который в начале XX века стал частью городского пейзажа Берлина. Интересно, что Владимир Набоков упомянул это транспортное средство в своих произведениях, благодаря чему слово даже попало в словари. Эти аппараты, часто называемые «циклокарами» или «вуатюретками», были предшественниками современных квадрициклов и по сути представляли собой мотоциклы, облачённые в примитивный кузов.

С самого начала автомобильная эволюция пошла по двум путям: роскошь и престиж для одних и максимальное удешевление для других. Второй путь часто сопровождался насмешками. Кто бы воспринял всерьёз, если бы известный актёр Евгений Моргунов разъезжал не на «Волге», а на крошечной мотоколяске?

Послевоенный бум «пузырей на колёсах»

Настоящий расцвет микроавтомобилей пришёлся на 1950-е годы в послевоенной Европе. Людям нужен был доступный транспорт, а бывшим авиастроительным компаниям, таким как Messerschmitt, Heinkel и Dornier, запретили производить самолёты. Они и взялись за создание «кабинных роликов» (Kabinenroller) — причудливых машинок, часто с мотоциклетными двигателями и футуристичным дизайном. За сферические стёкла из оргстекла их прозвали «автомобилями-пузырями» (Bubble car).

Самыми знаменитыми стали BMW Isetta с уникальной дверью, открывавшейся вместе с рулевой колонкой, и Messerschmitt KR 200, напоминавший кабину истребителя. Технически интереснее был Heinkel Kabine со стальным монококом и реечным рулевым управлением, но он уступил в популярности из-за менее удобной двери.

Социальный аспект: транспорт для инвалидов

Важную роль в популяризации микроавтомобилей сыграло законодательство. Во многих странах, включая Францию и Германию, они облагались символическим налогом или для их управления не требовались полноценные водительские права. Кроме того, эти машины рассматривались как «моторизованные протезы» для людей с ограниченными возможностями. В Великобритании существовали целые компании, подобные AC Cars, специализировавшиеся на производстве таких транспортных средств.

В СССР проблема мобильности инвалидов, особенно после войны, стояла очень остро. Ответом стали мотоколяски вроде СМЗ С-1Л («Циклоп») и позднее С3А, которую в народе прозвали «моргуновкой» после выхода фильма «Операция «Ы»». Эти аппараты, собранные из агрегатов мотоциклов и мотороллеров, были примитивны, не имели заднего хода и комфорта, но всё же давали людям возможность передвигаться. Их распределяли через государственные органы соцобеспечения.

Мечты и реальность советского микроавтомобиля

В 1950-е годы советский инженер и популяризатор Юрий Долматовский выдвинул амбициозную концепцию народного автомобиля «5х5»: 5 мест, 500 кг веса, двигатель 500 см³, расход 5 л/100 км и запас хода 500 км. На её основе был создан экспериментальный ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка». Однако проект столкнулся с непреодолимыми бюрократическими и производственными трудностями. Промышленность была не готова к выпуску столь сложного изделия.

Интересно, что в 1955 году Никита Хрущёв, ознакомившись с трофейными Messerschmitt и Goggo, дал импульс развитию малолитражного автомобилестроения в СССР. Результатом стал не идеалистичный проект «Белка», а более реалистичный «Запорожец». Хрущёв, как отмечают историки, понимал потенциал частного автотранспорта, но едва ли осознавал, как он может повлиять на устои общества.

Закат эры и наследие

На Западе эпоха «пузырей» была недолгой. Их быстро вытеснили с одной стороны более практичные малолитражки (вроде немецкого Goggomobil, который в испытаниях НАМИ полностью затмил С3А), а с другой — японские кей-кары, реализовавшие принцип разумной компактности. Микроавтомобили как массовое явление исчезли, уступив место скутерам и компактным городским автомобилям.

Сегодня их наследие живёт в нескольких формах: как культовые ретро-автомобили, как экологичные электромобили для города и как транспорт для людей с ограниченными возможностями, хотя и на более высоком технологическом уровне. История поиска «автомобиля за гроши» — это история компромиссов между стоимостью, комфортом, безопасностью и социальными задачами, полная как гениальных озарений, так и курьёзных тупиков.

источник

Автомобильные изобретения Я хочу знать все о технологиях, промышленности, двигателях, истории автомобилей, запасных частях, Германии, Советском Союзе, Американском производстве, модификации, ретро-автомобили BMW 50-х годов Longpost 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Мессершмитта» до «моргуновки»: как пытались создать автомобиль за гроши и что из этого вышло.