В День Великой Победы мы вспоминаем не только героев, но и их верных железных соратников. 24 июня 1945 года по Красной площади прошла военная техника, ковавшая победу. Среди неё были и автомобили, ставшие символами стойкости и надежности. Давайте вспомним три легендарные модели, участвовавшие в том историческом параде.
"Полуторка" ГАЗ-ММ — самый массовый армейский грузовик. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1938%20GAZ-MM/900x/1539156015.jpg
К началу Великой Отечественной войны автопарк Красной Армии насчитывал около 273 тысяч машин, из которых подавляющее большинство — 258 тысяч — составляли грузовики и спецтехника. Абсолютным лидером по численности была газовская "полуторка" (151 тысяча экземпляров), за ней следовали московские "трёхтонки" и машины других заводов.
Народная "полуторка" ГАЗ-ММ
Этот грузовик, запущенный в производство в 1938 году как модернизация ГАЗ-АА, стал настоящим тружеником войны. Он получил более мощный 50-сильный двигатель, усиленные карданный вал и подвеску, а также доработанный рулевой механизм. При всей своей внешней простоте и неизменном облике, ГАЗ-ММ славился невероятной выносливостью, неприхотливостью и легкостью в ремонте даже в полевых условиях.
Санитарный ГАЗ-55 был важнейшей модификацией ГАЗ-ММ, которую выпускали в автобусном производстве ГАЗа. Адрес иллюстрации: http://uncle-vova.com/wp-content/uploads/2020/04/25-5.jpg
Универсальное шасси "полуторки" служило основой для десятков специализированных машин: от санитарных фургонов и полевых мастерских до заправщиков, пожарных цистерн и даже легких бронеавтомобилей. За годы войны Горьковский автозавод выпустил почти 139 тысяч этих незаменимых грузовиков.
Конструкция ГАЗ-ММ военного времени была сильно упрощена. Внешние признаки упрощения: угловатые крылья и одна фара. Адрес иллюстрации: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/04/1939984/011.jpg
Производство ГАЗ-ММ продолжилось и после войны, уже в Ульяновске, где было окончательно завершено в 1949 году. Всего за 11 лет выпуска различных модификаций ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ с конвейеров сошло около 985 тысяч экземпляров, что делает эту модель одним из самых массовых советских автомобилей.
Надежная "трёхтонка" ЗИС-5
Вторым по массовости армейским грузовиком был московский ЗИС-5, производство которого началось в 1933 году. Эта машина стала результатом глубокой переработки модели АМО-3, уходящей корнями к американскому грузовику Autocar Dispatch SA.
Довоенный ЗИС-5 имел штампованные крылья, две фары и гидравлический привод тормозов. Адрес иллюстрации: http://www.autoade.ru/wp-content/uploads/2016/03/1933-1941.-ЗИС-5.jpeg
ЗИС-5 вошел в историю как первый советский грузовик с гидравлическим приводом тормозов. Его сердцем был 5,55-литровый двигатель мощностью 73 л.с., созданный на основе американского мотора Hercules, но существенно доработанный и адаптированный. Этот надежный силовой агрегат выпускался до 1942 года.
ЗИС-5 военного времени лишился одной фары и гидравлических тормозов, получил угловатые крылья. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/6f63b804k52e-960.jpg
С 1942 года, в условиях военного времени, конструкцию ЗИС-5 упростили, и модель получила индекс "В". На машине остались только задние механические тормоза, а откидным сделали лишь задний борт. Несмотря на упрощения, мотор даже немного прибавил в мощности. Всего таких "упрощенных" машин выпустили около 67 тысяч, часть из которых собрали на эвакуированных заводах в Ульяновске и Миассе.
Необходимой модификацией ЗИС-5 стала мастерская для полевого ремонта танков. Адрес иллюстрации: https://fishki.net/1292066-podvizhnye-sredstva-tehnicheskogo-obsluzhivanija-i-remonta-chast-1.html
Универсальность ЗИС-5 была поразительной: на его базе создали 35 различных модификаций. Это были пожарные машины, прожекторные и зенитные установки, трехосные шасси для знаменитых "Катюш", заправщики, санитарные фургоны и самосвалы. Всего за 15 лет производства в Москве сошло с конвейера более 571 тысячи "трёхтонок".
Заправщик строили на базе ЗИС-5 и трёхосный ЗИС-6, который был модификацией первого. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/models/sbornie_modeli/ozapravshik_zis_5_bz_39.ak_35035/sovetskiy_benzozapravshik_zis_5_bz_39.2.product.lightbox.jpg
Вездеходный "Козлик" ГАЗ-67
ГАЗ-67 по праву считается первым серийным советским внедорожником. Он был создан с учетом опыта предыдущих полноприводных моделей — ГАЗ-61 и ГАЗ-64. "Козлик", как его ласково называли солдаты, сочетал в себе лучшие черты предшественников и был лишен многих их недостатков.
ГАЗ-67 снабжался тентом на каркасе, который можно было быстро убрать, при необходимости, а так же шторками для проёмов кузова. Адрес иллюстрации: https://carsweek.ru/upload/uf/61a/61a5d22bc84751aaab6de456f793e548.jpg
Работы над машиной начались в начале 1943 года, а уже к 1 мая были готовы первые опытные образцы. Суровые испытания в сентябре того же года, когда ГАЗ-67 в качестве тягача буксировал 1,85-тонную пушку ЗИС-3 по бездорожью на протяжении 2200 км, доказали его выдающиеся качества. Пушка не выдержала такой эксплуатации, а вездеход отделался незначительными поломками. 23 сентября 1943 года ГАЗ-67 был запущен в серийное производство.
С пушкой ЗИС-3 ГАЗ-67 проходил испытания. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/46c27392-d47f-4d9b-9b33-35fd6aeffcdd/image033.jpg
По проходимости ГАЗ-67 не имел себе равных среди отечественных автомобилей. Он мог уверенно буксировать по бездорожью пушки весом до 1,25 тонны, а его динамический фактор (0,71) даже превосходил показатель знаменитого американского Willys MB (0,61).
На фронте "Козлику" доверили "сорокапятку", она полегче. Адрес иллюстрации: https://www.kbsmirnova.ru/images/catalog/gaz-67/g3.jpg
Универсальность ГАЗ-67 была ключом к его успеху: он служил и артиллерийским тягачом, и командирской машиной, и транспортером для раненых, и носителем специального оборудования. В 1944 году автомобиль подвергся модернизации, получив индекс "Б". За десятилетие производства было выпущено почти 93 тысячи ГАЗ-67 и его модификаций.
Руль ГАЗ-67 имел четыре спицы, что отличало его от газовских машин. Адрес иллюстрации: https://img.zr.ru/_ah/img/c_-dLPvQqg8pI85nOOyVUw
Конечно, этот список можно продолжать — вклад в Победу вносили десятки моделей автомобилей. Предлагаем вам дополнить его в комментариях. Давайте вместе вспомним ту железную силу, которая помогала нашим дедам и прадедам одержать верх в самой страшной войне.
С Великим Праздником Победы, дорогие читатели! Желаем вам, вашим детям и внукам мирного неба над головой. Пусть память о подвиге предков и цене, которую они заплатили, всегда живет в наших сердцах, напоминая о бдительности и ценности мира.
Также можно почитать:
Как начинались автомобильные аудиосистемы в СССР? 5 требований к первым автоприёмникам и 5 автомобилей СССР с радиоприёмниками
Как в СССР начали делать автомобильные дизели? 7 особенностей ярославских двухтактных дизелей и 5 причин отказа от них
3 первых советских дизеля и 5 причин, сдерживающих их распространение в автомобилестроении
Источники информации: https://yandex.ru/video/preview/10891885557428784109 https://warspot.ru/12297-studebeker-avtomobil-pobedy https://www.chayka.org/node/2016#:~:text=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D1%80%20%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5,%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD
#авто #история #интересные факты #великая отечественная война #транспорт #военная техника #отечественный автопром
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: 3 легендарных автомобиля первого Парада Победы.

