Эксперты аналитической группы Frank RG прогнозируют, что в 2022 году рынок кредитования на покупку автомобилей сократится на 20–50%. Основными причинами такого спада называют острый дефицит машин на рынке, значительный рост процентных ставок по кредитам и снижение реальных доходов граждан.
Рис 1. Прогноз падения рынка автокредитования в 2022 году, источник: frankrg.com
Главные пострадавшие: анализ банковских портфелей
Чтобы оценить масштабы потенциального ущерба, был проведен анализ кредитных портфелей четырех крупнейших публичных банков России по итогам 2021 года.
Доля кредитов, выданных физическим лицам, в общем портфеле этих банков распределилась так:
- Сбербанк (SBER) — 40%;
- ВТБ (VTBR) — 39%;
- Банк «Санкт-Петербург» (BSPB) — 26,5%;
- Тинькофф Банк (TCS) — основная деятельность сосредоточена на обслуживании физлиц.
Данные показывают, что Сбербанк, ВТБ и Банк «Санкт-Петербург» в значительной степени ориентированы на корпоративный сектор. Доля кредитов на транспортные средства в портфелях юридических лиц у этих банков относительно невелика и составляет от 3% до 6%.
На этом фоне резко выделяется Тинькофф Банк, чья бизнес-модель сфокусирована на розничных клиентах. У него автокредиты занимают существенные 12% кредитного портфеля. Это означает, что в случае дальнейшего обвала рынка автокредитования именно Тинькофф может столкнуться с наиболее серьезными последствиями среди своих конкурентов.
Последствия для банков и рынка
Эксперты считают, что по уже выданным кредитам серьезных проблем у банков, вероятно, не возникнет. В условиях дефицита автомобилей заемщики будут стремиться сохранить машины, купленные по более низким, «докризисным» ценам. Даже если часть клиентов не сможет обслуживать долги, банки изымут автомобили в счет погашения. На фоне общего роста цен на авто это не приведет к масштабным убыткам для кредитных организаций.
Обратите внимание: Какой вид автокражи набирает популярность и как от него защититься(+GIF).
Однако объемы новой выдачи автокредитов в ближайший год ожидаемо сократятся. Ключевыми сдерживающими факторами станут:
- Рост ключевой ставки и, как следствие, удорожание кредитов для конечных заемщиков.
- Резкое сокращение поставок новых автомобилей в Россию из-за ухода с рынка ряда иностранных производителей.
- Падение платежеспособности населения на фоне высокой инфляции и товарного дефицита. По оценкам ВЭБ.РФ, реальные доходы россиян по итогам 2022 года могут снизиться на 12%.
Перспективы рынка на горизонте более одного года остаются крайне неопределенными. Они будут зависеть от общего состояния экономики России в постсанкционный период, а также от способности рынка адаптироваться — например, за счет увеличения доли автомобилей китайских брендов или возможного возврата некоторых ушедших производителей. Делать долгосрочные прогнозы сейчас сложно из-за множества неизвестных переменных.
Косвенные жертвы кризиса
Сокращение объемов автокредитования ударит не только по банкам. Меньшее количество оформленных кредитов означает меньшее количество покупок автомобилей. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса на сопутствующие услуги, в первую очередь — на страхование.
Страховые компании, для которых автострахование является важным сегментом бизнеса, также окажутся под ударом. Яркий пример на Московской бирже — «Ренессанс Страхование» (RENI). На автостраховки, по данным компании, приходится около 26% общей выручки. Такая значительная доля делает бизнес компании уязвимым к кризису в авторынке.
InvestFuture.ru
#автокредит #автокредитование #автообзор #новый автомобиль #авто в кредит
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?.




