Будущее автодилеров в России: выживание в условиях дефицита новых автомобилей

Прошло уже около полугода с момента, когда большинство автопроизводителей свернули свою деятельность в России. Несмотря на это, дилерские центры до сих пор торгуют машинами, собранными до кризиса. Резкий скачок цен в марте и общая экономическая неопределенность привели к тому, что продажи некогда популярных брендов упали, хотя единичные сделки все же заключаются. Часть покупателей, сталкиваясь с дилерскими наценками и особыми условиями, соглашается на высокие цены. Однако такой сценарий не может длиться вечно — запасы автомобилей конечны, и встает вопрос: что же будут продавать дилеры, когда склады опустеют?

Текущая ситуация на рынке и вызовы для дилеров

На сегодняшний день в России серийное производство новых автомобилей налажено лишь у нескольких марок: это Lada (причем не все модели и часто в упрощенных версиях), УАЗ и Haval. В такой ситуации будущее многих дилерских центров, особенно тех, что работали с ушедшими брендами, выглядит весьма туманным.

Мелким автосалонам, скорее всего, придется закрыться. Причина проста — переход на новый бренд сопряжен со значительными затратами: нужно закупать специализированное оборудование, проводить ребрендинг и переобучать персонал. Пока же дилеры пытаются выжить, распродавая остатки со складов по завышенным ценам. Многие также активно включились в торговлю подержанными автомобилями. Еще один источник дохода — сервисное обслуживание, но и здесь не все гладко: из-за высоких цен клиенты стали реже обращаться в официальные центры. Программы trade-in также потеряли привлекательность, так как дилеры теперь выкупают старые машины по явно заниженным ценам.

Стратегии выживания: смена бренда и параллельный импорт

Крупные дилерские сети, обладающие ресурсами, вероятно, не исчезнут, а переориентируются на другие марки.

Обратите внимание: Я не поверил своим глазам, когда увидел, что находится в гараже у соседа....

Наиболее вероятный путь — переход на китайские бренды, которые сейчас активно занимают освободившуюся нишу. Для бывших дилеров Renault логичным шагом может стать сотрудничество с Lada, тем более что на них легли сервисные обязательства по автомобилям французской марки. Также возможен сценарий, при котором под российской маркой «Москвич» будут продаваться машины китайского производства.

Другая стратегия — организация параллельного импорта. Некоторые дилеры могут начать самостоятельно завозить автомобили. Однако это чревато ростом цен, отсутствием гарантии от производителя и ситуацией, когда клиенты будут вынуждены покупать машины «с полки» по монопольно высоким ценам, так как рекомендованная розничная цена в этом случае не действует.

Выводы и перспективы

Подводя итог, можно ожидать значительного сокращения числа дилерских центров известных иностранных брендов. Мелкие салоны закроются, а выжившие игроки либо перейдут на Lada или китайские марки, либо займутся параллельным импортом. Такая консолидация рынка несет риски для потребителей: выбор сократится, а оставшиеся дилеры, получив статус монополистов, смогут диктовать свои условия. В идеале хотелось бы, чтобы ситуация нормализовалась, и автомобили снова стали доступными, как несколько лет назад, без лишних наценок и с широким выбором. Пока же остается надеяться на появление на рынке действительно доступных и недорогих моделей от хотя бы одного производителя.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Что будет с дилерами когда закончатся запасы автомобилей.