Прогнозы экспертов указывают на то, что в 2023 году до половины всех продаж новых автомобилей в России могут прийтись на китайские бренды. Эта тенденция во многом объясняется текущей ситуацией: официальные поставки многих иномарок прекращены, а параллельный импорт не справляется с покрытием спроса. Таким образом, основными игроками на рынке остаются АвтоВАЗ и китайские производители, включая автомобили, выпускаемые под возрожденным брендом «Москвич», которые, по сути, также являются продукцией Китая.
АвтоВАЗ планирует возобновить выпуск моделей «Веста» и «Ларгус», что также позволит ему претендовать на значительную долю рынка. Кроме того, на мощностях завода Nissan под маркой Lada начнется производство кроссоверов и седанов. Этот проект реализуется в партнерстве с компанией из «дружественной страны», что подразумевает тесное сотрудничество с Китаем.
Угроза технологической и рыночной зависимости
Если китайские автопроизводители действительно займут 50% рынка, Россия окажется в серьезной зависимости от восточного партнера. Ситуация усугубляется планами АвтоВАЗа по закупке в Китае критически важных компонентов: систем активной безопасности, подушек безопасности и автоматических коробок передач. Пока отношения остаются стабильными, это выглядит как логичное решение.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему.
Однако события 2022 года наглядно показали, как быстро может измениться геополитическая обстановка. Возникает закономерный вопрос: что ждет российский автопром через несколько лет, если он полностью переложит свою судьбу на китайские плечи?Полная зависимость от китайских партнеров означает, что в случае ухудшения отношений они могут в любой момент прекратить поставки как готовых автомобилей, так и запчастей. Это приведет к повторению кризиса, аналогичного мартовскому 2022 года, когда производство встало из-за разрыва цепочек поставок. Сегодня альтернативных партнеров среди развитых стран практически не осталось, что делает ситуацию особенно уязвимой.
Отсутствие долгосрочных обязательств со стороны Китая
В отличие от западных компаний, которые ранее активно инвестировали в строительство заводов и локализацию в России, китайские производители не спешат с аналогичными шагами. Отсутствие собственных производственных мощностей на территории страны означает и отсутствие серьезных обязательств. Китайские компании могут относительно безболезненно для себя свернуть сотрудничество, если оно перестанет быть выгодным.
Пути к технологическому суверенитету
Чтобы избежать сценария полной зависимости, не следует безоговорочно доверять будущее отечественного автопрома китайским компаниям. Сотрудничество с Китаем в нынешних условиях может рассматриваться как временная и вынужденная мера. Допустимо использование китайских комплектующих и продажа китайских автомобилей, но параллельно должна вестись интенсивная работа по двум ключевым направлениям: разработка полностью новых отечественных моделей и импортозамещение компонентов в существующих. Собственная технологическая база — это гарантия устойчивости в любой геополитической ситуации. Для такой великой страны, как Россия, наличие конкурентоспособного, технологически независимого автопрома — это вопрос не только экономики, но и национального престижа.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему не стоит доверять отечественный автопром китайцам.


