АвтоВАЗ извлекает уроки из прошлого: курс на независимость от иностранных партнёров

В 2012 году АвтоВАЗ принял судьбоносное решение, продав 68% акций французскому концерну Renault. На тот момент это казалось стратегическим ходом, открывавшим доступ к технологиям и моделям. Действительно, благодаря этому партнёрству в 2012 году увидела свет Lada Largus, в 2015-м — Vesta, а в 2016-м — XRAY. Без участия Renault эти автомобили, вероятно, не появились бы на конвейере. Однако, как показывает ретроспективный анализ, на этом положительные стороны многолетнего сотрудничества фактически исчерпываются.

Цена зависимости: утрата самостоятельности

После приобретения контрольного пакета акций Renault получила решающее влияние на стратегию АвтоВАЗа. Российский автогигант стал действовать по указке зарубежного партнёра, что привело к свёртыванию собственных разработок и замедлению внутреннего развития. Renault настояла на закупке комплектующих у своих утверждённых поставщиков. В результате даже такие исторически локализованные модели, как «Нива» и «Гранта», стали содержать значительную долю импортных компонентов.

Обратите внимание: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ НЕОРИГИНАЛЬНЫХ КОЛОДОК.

Последствия этой политики стали очевидны год назад, когда компания столкнулась с риском полной остановки производства из-за разрыва связей с Renault. К счастью, АвтоВАЗу удалось в сжатые сроки возобновить выпуск «Гранты», «Нивы» и «Нивы Тревел», а в марте — перезапустить конвейеры по производству «Весты» и «Ларгуса». Сейчас идёт активный процесс импортозамещения: иностранные компоненты заменяются на детали российского производства и из дружественных стран. Постепенно появляются альтернативы даже для сложных систем, например, ожидается возвращение ABS на конвейер.

Альтернативная реальность: что было бы без Renault?

Планы Renault предполагали полный переход АвтоВАЗа на свою платформу к 2025 году, включая выпуск новой «Нивы» и «Гранты» на её основе. Если бы этот переход состоялся раньше, восстановление производства ключевых моделей после ухода французской компании было бы практически невозможным. С другой стороны, стоит задаться вопросом: а какие автомобили могли бы создать собственные инженеры АвтоВАЗа, если бы не были связаны обязательствами перед партнёром? Возможно, на свет появились бы модели, не уступающие, а то и превосходящие «Весту» и «Ларгус» по своим характеристикам.

Новая стратегия: опора на собственные силы

Как заявил председатель совета директоров АвтоВАЗа Максим Соколов, компания сделала стратегические выводы из прошлого опыта. Теперь основной упор будет делаться на внутренние инженерные и производственные ресурсы. Соколов подчеркнул, что ошибки прошлых лет учтены, и компания даже не рассматривает возможность вступления в аналогичное глобальное партнёрство, которое могло бы снова поставить её в зависимое положение.

Остаётся надеяться, что выбранный курс на технологическую самостоятельность станет для АвтоВАЗа новой точкой роста. Это открывает перспективу появления в модельном ряду по-настоящему новых автомобилей с оригинальным, независимым дизайном, который будет принадлежать только России и не будет никуда «уезжать».

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: АвтоВаз решил не повторят ошибки прошлых лет и не привлекать для развития стратегических партнёров.