История двигателя W12: от идеи Фердинанда Пиеха до лебединой песни в Bentley Batur

Эпоха W12: уникальный двигатель на исходе своего пути

В современную эпоху, когда даже восьмицилиндровые моторы становятся редкостью, а трёхцилиндровые набирают популярность, один уникальный двигатель из прошлого всё ещё жив, хотя и доживает последние дни. Речь идёт о легендарном W12 — настоящем инженерном монстре, чья история неразрывно связана с именем Фердинанда Пиеха.

Этот двигатель, ставший фикс-идеей перфекциониста Пиеха, технически является гибридом. Он создан на основе двух двигателей VR6, объединённых в общий блок, что делает его конструктивно ближе к V12, но с уникальной компоновкой. Такое решение дало два ключевых преимущества: более компактные размеры, особенно по длине, и выдающуюся плавность работы. За 23 года эксплуатации он также зарекомендовал себя как невероятно надёжный агрегат. Давайте проследим его путь через самые знаковые автомобили.

Сегодня мы прощаемся с этой легендой в её самой роскошной ипостаси — под капотом ограниченного Bentley Batur. Но его история заслуживает того, чтобы её вспомнить.

Рождение легенды: от концепта к рекордам

Концепт Audi Avus (1991)
Точное время рождения идеи W12 неизвестно, но его публичный дебют состоялся в 1991 году на концепт-каре Audi Avus. Этот прототип, созданный в память о гоночных Auto Union 1930-х, получил первый рабочий W12. Чтобы публика могла в полной мере оценить инновацию, двигатель накрыли прозрачным капотом.

Volkswagen W12 Nardo (2001)
После долгой паузы мир увидел VW Nardo — прототип немецкого суперкара с би-турбо W12, созданный Джорджетто Джуджаро. Хотя серийного производства не случилось (проект уступил место Bugatti Veyron), автомобиль блестяще выполнил другую задачу: на трассе в Нардо он установил мировой рекорд, преодолев 7740,5 км со средней скоростью 322,89 км/ч.

Выход в серию: роскошь и мощь

Audi A8 W12 6.0 (2001)
Первым серийным автомобилем с W12 стал Audi A8 первого поколения. Атмосферный двигатель развивал 420 л.с., что было больше, чем у тюнингованного S8. Сегодня этот седан — коллекционная редкость, выпущенная тиражом менее тысячи экземпляров.

Volkswagen Phaeton (2003)
Амбициозный проект Пиеха по созданию роскошного лимузина под маркой Volkswagen был немыслим без W12. Phaeton впечатлял технологиями и комфортом, но не смог убедить покупателей платить за Volkswagen шестизначные суммы.

Bentley Continental Flying Spur (2005)
Именно четырёхдверный Flying Spur с 560-сильным W12 раскрыл весь потенциал и двигателя, и новой платформы Bentley. Автомобиль разгонялся почти до 320 км/ч и сегодня остаётся заманчивым предложением на вторичном рынке.

Обратите внимание: Автомобили президентов и самых влиятельных людей мира..

Volkswagen Touareg (2005)
Было время, когда большой внедорожник можно было заказать с двенадцатью цилиндрами. Интерес к этой экзотической версии оказался настолько высок, что изначально запланированный лимит в 500 машин был значительно превышен.

Экзотика и абсурд: уникальные воплощения

Spyker C12 La Turbie (2006)
Голландский суперкар Spyker C12 стал редким воплощением мечты о спортивном W12. Было выпущено всего несколько экземпляров, включая версию с кузовом от Zagato. Это была самая мощная атмосферная версия W12 — 507 л.с.

Концепт Volkswagen Golf W12 (2007)
Самый абсурдный Golf в истории был создан практически экспромтом для фестиваля на Вёртерзее. Под капот хэтчбека инженеры поместили би-турбо W12 мощностью 650 л.с., сделав его центрально-моторным. Производство ограничилось одним экземпляром.

Закат эпохи: от расцвета до прощания

Bentley Continental Supersports (2009)
С этим поколением W12 окончательно перешёл в разряд серийных двигателей для Bentley. В модели Supersports его мощность довели до 630 л.с., сделав её самым мощным «гражданским» Bentley на тот момент.

Audi A8 L W12 6.3 (2012)
Последняя попытка Audi предложить W12 под своим брендом. Объём вырос до 6,3 литров, а мощность — до 500 л.с. Ирония в том, что двигатель снова был доступен для флагманского A8, но не для спортивного S8.

Bentley Continental Supersports (2017)
Новое поколение суперкара сохранило верность W12, увеличив отдачу до феноменальных 710 лошадиных сил. Продажи в последние годы били рекорды.

Bentley Bentayga Speed (2019)
С появлением первого внедорожника Bentley мир увидел новую, усовершенствованную версию W12 с продвинутой системой охлаждения и возможностью отключения цилиндров. Bentayga Speed с разгоном до 100 км/ч за 3,9 секунды стал самым быстрым внедорожником планеты.

Bentley Batur
Эта ограниченная серия из 18 автомобилей — лебединая песня двигателя W12. Следующее поколение Bentley полностью перейдёт на электромобили, а Batur с его 750 л.с. стал достойным, мощным и роскошным финалом целой инженерной эпохи, начатой когда-то Фердинандом Пиехом.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От самолетов до фикс-идеи Фердинанда Пиеха: история одного из самых необычных байков.