За последние двадцать лет в автомобильной индустрии произошла заметная трансформация: стандартные 14- и 15-дюймовые колеса уступили место более крупным 16- и 17-дюймовым дискам. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сегменте кроссоверов, где 19-дюймовые колеса стали практически нормой. Что же стоит за этим стремлением инженеров и дизайнеров увеличивать размер колес? Давайте разберемся в причинах и последствиях этого тренда.
Исторический контекст и разнообразие решений
Интересно, что большие колеса — не новое изобретение. Некоторые модели 1930-х годов уже оснащались впечатляющими по размеру колесами, что было продиктовано, в первую очередь, ужасным качеством дорог того времени. Такая конструкция помогала преодолевать неровности.
Яркими примерами автомобилей с относительно крупными для своей эпохи колесами являются Citroen 2CV с шинами 125/80 R15 и легендарный Volkswagen Kafer (Beetle) с колесами 165/70 R15.
Ситуация изменилась в конце 1950-х с появлением компактного Mini на скромных 12-дюймовых колесах (145/70 R12). В 1980-е годы для многих автомобилей были характерны шины с высоким профилем и средним диаметром. Например, на машины среднего класса, такие как Ford Sierra и Opel Ascona, часто ставили 13-дюймовые диски, а на более крупные седаны вроде BMW 5 серии (E28) или Audi 100 — 14-дюймовые.
Тенденция к увеличению: эволюция на примере
Затем начался неуклонный рост диаметра колесных дисков. Этот процесс хорошо иллюстрирует эволюция модельного ряда, например, Opel Astra. Astra F комплектовалась скромными 155/80 R13. Следующее поколение, Astra G, уже получило 165/70 R14. Astra H перешла на 195/65 R15, а для Astra J стандартом стали 205/60 R16. Интересно, что в последующих поколениях (K и L) размеры немного варьировались, но остались в районе 15-16 дюймов, демонстрируя поиск баланса.
Почему большие колеса стали популярны?
Преимущества больших дисков очевидны. Во-первых, это эстетика: крупные стильные диски придают автомобилю солидный, спортивный и современный вид, становясь важным элементом дизайна.
Однако за внешней красотой стоят и технические причины. Современные автомобили с каждым поколением становятся тяжелее, мощнее, их аэродинамика усложняется. Широкие низкопрофильные шины с большим общим диаметром обеспечивают лучшую управляемость, курсовую устойчивость и эффективность торможения за счет увеличения пятна контакта с дорогой.
Кроме того, рост диаметра дисков часто связан с увеличением размеров тормозных механизмов. Мощные суппорты и крупные тормозные диски, необходимые для безопасности, просто не помещаются внутри старых 13- или 14-дюймовых колес.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.
Обратная сторона медали: недостатки больших дисков
Однако у медали есть и обратная сторона. Низкий профиль шины, улучшая отклик руля, серьезно ухудшает комфорт. Покрышка хуже поглощает удары от неровностей, что увеличивает нагрузки на элементы подвески и сокращает их ресурс.
Тяжелые колеса с массивными дисками негативно сказываются на динамике разгона и расходе топлива (или электроэнергии), так как увеличивают неподрессоренные массы. Производители это признают. Например, Toyota в спецификациях Prius PHEV указывает, что запас хода на электротяге с 17-дюймовыми колесами составляет 105 км, а с 19-дюймовыми — уже только 87 км.
Проблемы с нестандартными размерами
Особый вызов большие диски представляют для владельцев электромобилей и гибридов. Им не всегда нужны огромные тормоза благодаря рекуперативному торможению, и рациональнее использовать специальные легкие и аэродинамичные колеса для увеличения запаса хода. Но такие решения часто дороги и нестандартны.
Проблема доступности касается и владельцев старых автомобилей. Например, для «Таврии» найти подходящие диски и шины могло быть непросто из-за конструктивных особенностей.
Редкие размеры всегда означают более высокую стоимость, меньший выбор и потенциальные сложности с шиномонтажом.
Вывод: поиск баланса
Таким образом, выбор размера колес — это всегда компромисс. От этого параметра напрямую зависят внешний вид, управляемость, динамика, комфорт и экономичность автомобиля. Современный тренд на увеличение диаметра дисков продиктован требованиями безопасности, дизайна и характеристик новых машин. Однако важно помнить, что переход на нестандартные или очень крупные колеса может повлечь за собой дополнительные расходы, снижение комфорта и ускоренный износ подвески.
Вам нравятся современные, низкопрофильные колеса большого диаметра? Высказывайтесь в комментариях!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: За последние два десятка лет легковые машины с колес диаметром 14-15 дюймов перешли на 16 и даже 17 диски.

