Российский авторынок в апреле: статистический рост на фоне глубокого кризиса

Апрель 2023 года стал первым месяцем, когда российский рынок новых автомобилей продемонстрировал рост в годовом сравнении. Однако за этим кажущимся успехом скрывается сложная и неоднозначная реальность. Статистика, как известно, может быть подана под разным углом, и портал «АвтоВзгляд» предпринял попытку разобраться в истинном положении дел в отрасли, основываясь на доступных данных.

Проблемы с данными: неполная картина рынка

Важно сразу отметить, что анализ осложняется неполнотой статистики. Традиционно надёжный источник — комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — больше не даёт исчерпывающей информации. Его база данных имеет серьёзные пробелы. В неё не попадают автомобили, ввезённые по схеме параллельного импорта, доля которых на рынке уже превышает 10%. Игнорировать такой объём продаж теперь невозможно. Кроме того, ряд ключевых игроков, включая BMW, Mercedes-Benz, Evolute и всю группу брендов Chery, отчитываются только поквартально. Если продажи немецких марок действительно незначительны, то данные по китайским производителям, которые сейчас задают тон, могли бы существенно скорректировать общую статистику.

Рост на фоне прошлогоднего «дна»

Тем не менее, данные АЕБ позволяют сделать некоторые выводы. В апреле 2023 года продажи новых легковых автомобилей выросли на 70,6% по сравнению с апрелем 2022 года. Однако этот впечатляющий процент — следствие так называемого «эффекта низкой базы». Напомним, что в апреле 2022 года рынок рухнул на 78,5% по сравнению с 2021 годом, достигнув исторического минимума. Поэтому сравнивать текущие показатели с этим «дном» — не совсем корректно.

Более показательно сравнение с докризисным периодом. В апреле 2021 года россияне купили 151 964 новых автомобиля, а в апреле 2023-го — всего 54 270. Таким образом, реальное падение рынка за два года составляет 64,3%. Ликовать по поводу «восстановления» на фоне катастрофического 2022 года, мягко говоря, преждевременно.

Обратите внимание: Приборная панель в любом авто, ты уверен что все знаешь о ней ? Дорогие Дамы и Господа, это автонаходка !.

Положение ключевых игроков

Отечественный лидер АВТОВАЗ, хотя и пострадал меньше рынка в целом (падение на 27% к прошлому году), всё ещё не может в полной мере воспользоваться ситуацией. Несмотря на возобновление выпуска Весты с ключевыми системами безопасности (подушки, АБС), его текущая продукция по-прежнему уступает докризисной в классе и качестве. Остаётся надежда на возвращение в недалёком будущем полноценного, а не «кастрированного» семейства XRAY.

Китайские бренды демонстрируют головокружительный рост в процентах, но их абсолютные показатели продаж пока не дотягивают до уровня бывших лидеров. Например, нынешние фавориты Haval и Geely, занимающие второе и третье места, два года назад находились бы в середине топ-10. Их текущие объёмы пока не сопоставимы с ежемесячными 19 и 15 тысячами автомобилей, которые продавали Kia и Hyundai до своего ухода.

Стратегические цели и реальные проблемы

Укрепление позиций китайских производителей на российском рынке не только возможно, но и стратегически важно по нескольким причинам. Во-первых, это поможет окончательно ликвидировать дефицит автомобилей. Во-вторых, станет демонстрацией для ушедших брендов, что рынок может существовать и без них. В-третьих, позволит настолько прочно закрепиться, чтобы сделать потенциальное возвращение «беженцев» экономически сложным или даже провальным. Пока же китайские компании лишь убеждаются в правильности своего курса, наблюдая, как Россия с трудом справляется с последствиями ухода западных автопроизводителей.

Вывод: рынок болен, а «врач» занят электромобилями

В целом, российский авторынок продолжает оставаться в тяжёлом состоянии. Для его реального восстановления, а не просто выхода с «искусственной вентиляции лёгких», требуются активные и грамотные действия. Однако складывается впечатление, что ключевые министерства и ведомства, в частности Минпромторг, ведут себя так, будто кризис уже преодолён и всё идёт по плану. Вместо того чтобы сосредоточиться на лечении системных проблем отрасли, приоритетом становится лоббирование нишевых проектов, таких как развитие электромобилей, в то время как базовые потребности рынка остаются без должного внимания.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Один лишь Минпромторг уверен, что дела налаживаются.