В современных автомобилях, несмотря на общий технологический прогресс, можно встретить решения, которые кажутся устаревшими. К ним относятся и барабанные тормоза. Почему они до сих пор используются и как конкурируют с более современными дисковыми системами? Давайте разберемся в этом вопросе подробно.

Что представляет собой барабанный тормоз?
С технической точки зрения, барабанный тормоз — это фрикционный механизм. Торможение происходит за счет создания силы трения между внутренней поверхностью вращающегося цилиндра (барабана) и неподвижными колодками, расположенными внутри него.
Исторически эта система эволюционировала из более раннего ленточного барабанного тормоза. Классическую конструкцию, близкую к современной, запатентовал Луи Рено в 1902 году, хотя первые аналогичные разработки появились еще в 1901 году на автомобилях Maybach.

Конструктивно барабанный тормоз состоит из металлического барабана ("чашки"), жестко закрепленного на ступице колеса. Внутри него находятся один или два рабочих цилиндра с поршнями. При нажатии на педаль тормоза поршни выдвигаются и прижимают изогнутые тормозные колодки к внутренней рабочей поверхности барабана.

Первые версии системы были несовершенны: колодки изнашивались крайне быстро, а механизм требовал постоянной ручной регулировки. Кроме того, фрикционные накладки изготавливались из асбеста, что представляло серьезную опасность для здоровья. Переход на более безопасные материалы в середине XX века поначалу даже снизил эффективность торможения. Ситуацию улучшило появление саморегулирующихся механизмов в 1950-х годах, однако уже в следующем десятилетии началось массовое внедрение дисковых тормозов, которые стали вытеснять барабанные.
Преимущества дисковых тормозов: почему они стали лидером?
Главная причина победы дисковых систем — их значительно более высокая эффективность. По оценкам экспертов, барабанные тормоза тормозят примерно на 20% хуже. Это обусловлено несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, площадь контакта в барабанной системе меньше, а само давление колодок на рабочую поверхность распределяется неравномерно из-за конструкции с двумя поршнями. Это негативно сказывается на стабильности торможения, особенно на высоких скоростях.
Обратите внимание: Какие запасные части можно, а какие нельзя покупать на авторазборе. Выясняем.

Во-вторых, закрытая конструкция барабана имеет серьезные недостатки. Продукты износа колодок (тормозная пыль) не удаляются из системы, что может приводить к проскальзыванию и снижению эффективности. Кроме того, зимой существует риск примерзания колодок к барабану после контакта с водой.
В-третьих, проблема перегрева. Барабаны плохо охлаждаются, так как не обдуваются набегающим потоком воздуха. При интенсивном или экстренном торможении температура внутри может достигать 500–600°C. Это приводит к тепловому расширению колодок (эффект "провала" педали) и даже к изменению их геометрии, что требует дорогостоящей замены.

Сильные стороны барабанных тормозов
Несмотря на недостатки, у барабанных тормозов есть и объективные преимущества, которые объясняют их живучесть.
Герметичная конструкция надежно защищает рабочие поверхности от грязи, пыли, воды и реагентов. Именно поэтому их долгое время устанавливали на заднюю ось внедорожников, предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях.

За счет возможности увеличения диаметра и ширины барабана можно достичь очень высокого тормозного усилия. Это сделало их долгое время стандартом для тяжелого коммерческого транспорта — грузовиков и автобусов.
Наконец, ресурс. Барабанные тормоза и их колодки изнашиваются значительно медленнее дисковых. Замена требуется в среднем каждые 100–120 тысяч километров, что в 2.5–3 раза реже, чем у дисковых аналогов.
Почему барабаны до сих пор применяются?
В XXI веке, с появлением высокопрочных материалов для дисков и колодок, даже грузовой транспорт массово перешел на дисковые системы. Однако барабанные тормоза не исчезли окончательно. Их применение продиктовано экономическими и практическими соображениями.
1. Бюджетный сегмент и малолитражки (классы A и B). Для таких моделей, как Lada Granta, Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Skoda Rapid, ключевым фактором является стоимость. Переоснащение производственных линий под дисковые тормоза на всех осях увеличило бы итоговую цену автомобиля, что недопустимо для бюджетного сегмента. Кроме того, для легких малолитражек (Kia Picanto, Chevrolet Spark) высокой тормозной эффективности попросту не требуется.
2. Некоторые внедорожники и пикапы. На ряде моделей (Renault Duster, УАЗ Patriot, Toyota Hilux, Ford Ranger) барабаны на задней оси — это компромисс между стоимостью, надежностью в грязи и достаточной для задней оси эффективностью.
Таким образом, выбор между барабанными и дисковыми тормозами — это всегда баланс между стоимостью, ресурсом, условиями эксплуатации и требуемой эффективностью. В передовой и спортивной технике будущее однозначно за дисковыми системами, но в нише бюджетной и коммерческой техники барабаны еще долго будут занимать свою законную позицию.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Барабаны против колодок: какие тормоза лучше и почему.



