Шведские хот-роды-тракторы: как обойти закон и получить уникальный автомобиль

Что общего у хот-рода и трактора? На первый взгляд — ничего. Хот-род ассоциируется со скоростью, ярким дизайном и тюнингом, а трактор — с сельским хозяйством и неспешной работой. Однако в Швеции эти понятия слились в уникальном явлении — так называемых А-тракторах, которые по документам являются сельхозтехникой, а внешне и по духу — настоящими хот-родами.

Что такое шведский А-трактор?

По законодательству Швеции, А-трактор — это тягач, который может развивать скорость не более 30 км/ч и буксировать прицеп. Ключевая особенность: для управления таким транспортным средством не требуются обычные водительские права, а его владелец освобождается от многих налогов и страховых выплат. Визуально же это часто переделанные, «прокачанные» автомобили, напоминающие классические американские хот-роды.

Фото: Колла Верглас (@CollaVerglas) / Twitter

10 правил, чтобы автомобиль стал трактором

Чтобы легально зарегистрировать машину как трактор класса А, она должна соответствовать строгому регламенту:

  1. Базой должен служить серийный автомобиль.
  2. Исходная масса автомобиля до переделки — не менее 2 тонн. Если масса меньше, конструкция должна быть пикапом с возможностью буксировки тонны.
  3. Максимальная скорость ограничена 30 км/ч.
  4. Обязателен задний треугольный знак «медленное транспортное средство».
  5. В салоне не должно быть второго ряда сидений.
  6. Пространство между водителем и пассажиром нельзя использовать для перевозки грузов или людей.
  7. Наличие штатного прицепного устройства.
  8. Обороты двигателя должны быть искусственно ограничены.
  9. Рама и кузов остаются оригинальными, без серьезных изменений конструкции.

Эти десять пунктов — единственное, что законодательно определяет трактор в Швеции. Всё остальное — поле для творчества автовладельцев. Именно поэтому на дорогах можно встретить эти причудливые, нарочито медлительные хот-роды.

Что переделывают в тракторы?

Энтузиасты находят самые разные автомобили для конверсии. Традиционным фаворитом является Volvo — практически любую модель этого бренда кто-то уже превращал в трактор. Из них часто делают пикапы, добавляют дополнительные понижающие передачи для улучшения тяговых характеристик.

Но география не ограничивается Volvo. Под нож идут крупные внедорожники, грузовики, Jeep, и даже такие статусные модели, как Porsche Cayenne.

Автомобиль французской марки «Лигер», превращенный в трактор

Почему это так популярно? Три главные причины

1. Творческая свобода и легальность.
Обычно серьезный тюнинг, вроде превращения седана в пикап или установки дверей «ножницы», сопряжен со сложными процедурами согласования. Для А-трактора главное — соответствовать формальным требованиям: установить знак и ограничить скорость. Всё остальное — на усмотрение владельца.

2. Возраст доступа к управлению.
В Швеции обычные водительские права можно получить с 18 лет. Право же управления трактором доступно уже с 16. Для подростков это уникальная возможность на два года раньше начать осваивать дорогу на относительно безопасном и медленном транспортном средстве.

3. Экономическая выгода.
Тракторы обладают минимальными налогами и символической стоимостью страховки. Владелец может ездить на машине, которая выглядит как дорогой тюнингованный хот-род или дрифт-кар, но платить за нее как за сельскохозяйственную технику.

Главное — соответствовать условиям. Внешний вид «трактора» значения не имеет.

История появления: от EPA до А-тракторов

Корни явления уходят в 1930-е годы. Тогда из-за дефицита настоящих тракторов шведские фермеры начали переделывать обычные автомобили для сельхозработ. Такие машины называли «тракторами EPA» — по названию сети дешевых магазинов (что-то вроде «трактор по фиксированной цене»). К 1930 году насчитывалось около пяти тысяч подобных переделок.

Классическим примером был переделанный Volvo Duett. Часто такие проекты начинались с найденного «у деда в сарае» старого автомобиля, который восстанавливали и модифицировали.

После войны, когда с сельхозтехникой стало лучше, власти решили упорядочить этот феномен. В 1940 году появился первый закон, регулирующий использование EPA-тракторов на дорогах общего пользования. Он предъявлял жесткие требования к конструкции, например, ограничивал длину рамы 225 см.

К 1975 году, когда дефицит техники исчез, правительство хотело полностью запретить EPA-тракторы. Однако инициативу подхватила молодежь, которая стала строить на их базе подобие хот-родов. Власти пошли на компромисс: разрешили регистрацию, но ужесточили требования, создав класс А-тракторов, который существует по сей день. Интересно, что если раньше такие машины проходили ежегодный техосмотр, то сегодня это не требуется.

Современные А-тракторы

Сегодня, судя по популярности в сети, одним из самых распространенных доноров для А-тракторов является Volvo 945. На таких машинах ездит молодежь до 18 лет, а также взрослые, лишенные прав (например, за вождение в нетрезвом виде), для которых это становится законным способом остаться мобильным.

Знаменитый трактор А

Старый трактор Scania EPA Ронья Лёфгренс

Владелец трактора

До трансформации

Это явление стало для многих доступным и увлекательным входом в мир автомобильной культуры. Многие А-тракторы проходят через множество модификаций и служат своим владельцам годами.

Кстати, подобные законодательные лазейки существуют и в других странах. Например, в России можно ввезти и оформить мощный внедорожник как вездеход. По дорогам общего пользования на нем ездить будет нельзя, но за их пределами — полная свобода, и владение таким транспортным средством будет абсолютно легальным.

Если вам интересен подобный контент, приглашаю вас подписаться на мой телеграм-канал @grolchannel, где я гораздо чаще публикую различные посты.

[моё]ХотродТюнингТракторАвтоДлинный пост 7 Emotions

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как в Швеции делают хот роды.