Mercedes-Benz SL (W113) «Пагода»: как случайный дизайн стал эталоном спортивного стиля

Истории автомобилей-отличников, чья биография состоит сплошь из успехов и похвал, часто бывают скучноваты. Куда увлекательнее судьба «хулигана» — с ошибками, неожиданными поворотами и драматичными событиями. Но к какой же категории отнести Mercedes-Benz SL (W113), известный как «Пагода»? Его история не похожа на типичный детектив, но в ней есть своя интрига и неожиданные открытия.

Автомобильные легенды часто рождаются из трудностей: «Альфа Ромео» для создания «Джульетты» выпускала облигации, первые годы Citroen DS были полны технических проблем, а история DeLorean — это настоящий криминальный роман. На их фоне биографии большинства моделей Mercedes-Benz кажутся образцом спокойствия и благополучия: успешный дебют, долгая конвейерная жизнь, награды и почётная пенсия в статусе классики.

Однако и в истории немецкого бренда встречаются исключения. «Пагода» — одно из них. В её судьбе были и нереализованный двигатель V8, и спорная с точки зрения аэродинамики крыша, и, что самое интересное, само появление этой модели было в значительной степени случайным.

Наследник легенды: поиск нового пути

Индекс SL (Sport Leicht — «спортивный, лёгкий») указывает на родословную «Пагоды». Формально она стала преемником легендарного Mercedes-Benz 300 SL (W198), «крыла чайки», который был гонщиком в элегантном обличье. Однако его младшая сестра, 190 SL (W121), хоть и напоминала старшего брата внешне, была куда скромнее по сути: построенная на шасси седана «Понтон», с 105-сильным мотором, она не могла соревноваться с британскими родстерами.

Изначально Mercedes-Benz планировал просто модернизировать 190 SL, установив более мощный 2.6-литровый шестицилиндровый двигатель (проект W127). Но к концу 1950-х платформа «Понтон» безнадёжно устарела. На смену ей пришёл новый седан W110 «Fintail», и логичным решением стало создание нового родстера на его основе. Так родился проект W113.

Французский след: как солдат стал дизайнером икон

Разработку дизайна нового автомобиля поручили молодому французу Полю Браку. Его история попадания в Mercedes-Benz достойна отдельного рассказа. Служа в армии на авиабазе в Германии, Брак, имевший опыт работы в автомобильных изданиях и кузовных ателье, отважился приехать в Штутгарт. Он договорился о встрече с главой кузовного отдела Карлом Вильфертом и показал свои эскизы. Талант француза был очевиден, и ему сразу предложили работу, согласившись дождаться окончания его службы.

Это решение оказалось судьбоносным. Поль Брак стал одним из ключевых дизайнеров марки, а его первым крупным успехом стал как раз W113. Путь к финальному облику был непростым. Первые эскизы были перегружены деталями и отсылками к «крылу чайки». Но постепенно Брак пришёл к гениальной простоте: чистые боковины, эллипсоидные фары, напоминающие 300 SL, и сдержанная задняя оптика в духе флагманского лимузина W100.

Донором платформы для «Пагоды» стал Mercedes-Benz W110 «Fintail». На фото — предположительно версия для американского рынка 1968 года.

Крыша-пагода: случайное рождение культового элемента

Последний, ставший визитной карточкой, штрих появился почти случайно. Идея принадлежала не дизайнеру, а инженеру-новатору Беле Бареньи, создателю концепции зон деформации. Среди его многочисленных идей была и силовая крыша особой формы, которая могла бы нести дополнительную нагрузку. Хотя проект концепт-кара K-55, для которого она предназначалась, не был реализован, саму крышу решили опробовать на новом родстере.

Так появилась уникальная жёсткая съёмная крыша с вогнутой центральной частью. После дебюта автомобиля на Женевском автосалоне 1963 года журналисты заметили её сходство с крышами восточных пагод — так родилось народное прозвище. Сам Поль Брак позже признавался, что с аэродинамической точки зрения эта форма была «катастрофой», но руководство компании настояло на её использовании. Это решение не только подарило автомобилю имя, но и повысило практичность: на такую крышу можно было установить специальный багажник.

Ранний эскиз «Пагоды» с характерной боковой линией, датированный 18 ноября 1958 года.

Новая философия спортивного Mercedes

Дебют «Пагоды» стал заметным событием. Чистота линий, безупречное качество исполнения и внимание к деталям вызывали восхищение. Однако первые тест-драйвы породили вопросы. 150-сильный 230 SL был динамичнее 190 SL, но не догонял 300 SL. Его вес был выше, чем у главных конкурентов вроде Jaguar E-type. А наличие в списке опций автоматической коробки передач и гидроусилителя руля для спортивного автомобиля тех лет казалось странным.

Очень скоро стало понятно, что W113 не стремился быть гоночным оружием. Он создал новую, уникальную нишу — спортивный автомобиль в понимании Mercedes-Benz. Это был симбиоз комфорта, сдержанной роскоши, безупречной отделки и уверенного, но не экстремального поведения на дороге. «Пагода» стала дорожной картой для всех последующих поколений SL, определив их философию на десятилетия вперёд.

Эволюция без революций: почему не было V8

За всё время производства «Пагода» так и не получила двигатель мощнее рядной «шестёрки». Были попытки, в том числе инженером Эрихом Ваксенбергером (будущим создателем AMG «Red Pig»), установить мощный 6.3-литровый V8 от лимузина 600. Но такая машина оказалась неуправляемой. Кроме того, после трагедии в Ле-Мане в 1955 году Mercedes-Benz сознательно отошёл от создания чрезмерно мощных серийных моделей.

Эта сдержанность не помешала коммерческому успеху. За восемь лет производства было продано 48 912 экземпляров W113 — больше, чем двух его предшественников (300 SL и 190 SL) вместе взятых. «Пагода» ушла с конвейера не из-за устарелости, а чтобы уступить место идеальному наследнику — модели R107, которая объединила её элегантность с отточенными шасси и двигателями V8, покорив, среди прочего, американский рынок.

История Mercedes-Benz SL (W113) «Пагода» — это история о том, как случайная встреча, творческие поиски и смелая инженерная идея породили автомобиль, который переосмыслил понятие спортивного родстера для целой марки. Он доказал, что эталонный стиль и успех могут родиться из, казалось бы, нестандартных и даже спорных решений.

Источник: https://motor.ru/stories/the-story-of-pagoda.htm

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: История Мерседеса по имени «Пагода». 60 лет родстеру SL (W113), который стал эталоном спортивного Mercedes-Benz.