Всем привет! В одном из комментариев я упомянул о своём опыте извлечения сломанного болта из головки блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава. По многочисленным просьбам рассказываю эту историю во всех подробностях.
Причина ремонта и первая проблема
Всё началось с плановой замены топливных форсунок на моём автомобиле. Для работы были закуплены четыре новые форсунки и все необходимые комплектующие.


Чтобы корректно установить новые уплотнительные кольца, требовалось снять клапанную крышку. Казалось бы, ничего сложного: нужно было открутить всего 12 болтов. Однако, как это часто бывает, на самом простом этапе меня ждала неприятность.

Один из болтов решил преподнести сюрприз. При откручивании он сломался, и часть его резьбового стержня осталась в отверстии головки блока.

Поиск решения: от сварки к химии
Вечер, а с ним и весь день, перестал быть скучным. Первой мыслью был классический метод: приварить гайку к обломку и, после остывания, выкрутить его. Однако от этого варианта пришлось отказаться из-за близости пластиковых топливных магистралей, которые очень не хотелось демонтировать. К тому же, всегда есть риск, что болт не выкрутится, а сломается снова.

Я решил пойти другим путём — высверлить остаток болта. Начал с малого сверла, постепенно увеличивая диаметр. К сожалению, этот метод тоже не увенчался успехом: у меня закончились не только свёрла, но и экстракторы (специальные инструменты для выкручивания обломков), которые в процессе сломались.
Попытка использовать метчик с левой резьбой (у меня уже был успешный опыт с этим методом) также провалилась — инструмент сломался прямо в отверстии.

Положение казалось безвыходным: ни высверлить, ни выкрутить. Тогда я вспомнил о химическом способе. Решением стала азотная кислота. Пришлось ждать её доставки почти неделю, так как в нашем городе её не оказалось в продаже, как и услуг по выжиганию обломков в среде озона.
Важный этап: техника безопасности
Работа с кислотой требует предельной осторожности. Перед началом работ я обязательно надел защитные очки, респиратор и перчатки, чтобы обезопасить органы зрения, дыхания и кожу.
Обратите внимание: Вибрация при торможении. Симптомы, диагноз, лечение.
Принцип действия и процесс
Кислоту я разбавил до концентрации примерно 30%. Ключевой момент: азотная кислота не разъедает алюминий, а пассивирует его. Пассивация — это процесс образования на поверхности металла тонкой, но очень прочной оксидной плёнки, которая защищает его от дальнейшей коррозии. Таким образом, кислота будет растворять стальной обломок, но не повредит алюминиевую головку блока.


Изначально я попытался сделать бортик из пластилина вокруг отверстия, чтобы создать «ванночку» для кислоты. Но от этой идеи пришлось отказаться, так как я периодически прогревал двигатель автономным отопителем, и пластилин не держался на горячей поверхности.
Процесс растворения занял около 20 часов. Я не сидел у машины непрерывно, но старался менять кислотный раствор как можно чаще — интервалы составляли от 10 до 60 минут. Раствор нужно менять, потому что его количество в отверстии мало, и он быстро теряет активность, насыщаясь продуктами реакции.

Успешный финал
В итоге метод сработал! Когда кислота полностью растворила стальной обломок, я извлёк остатки магнитом, чтобы в отверстии ничего не осталось.


После этого я успешно установил новые форсунки, прописал их коды в блок управления и провёл обучение калибровке. Очень важно было тщательно промыть место работы: сначала раствором пищевой соды для нейтрализации остатков кислоты, а затем чистой водой.
Это был мой первый подобный опыт, но он завершился полным успехом, доказав, что даже в, казалось бы, безвыходной ситуации можно найти нестандартное, но эффективное решение.
[мин]Азотная кислота своими рукамиДлинный постРемонт автомобилейВидеоВертикальное видео 22 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Извлечение "обломыша" из ГБЦ.


