Запчасти для ушедших брендов: ожидание до 1.5 лет и альтернативные решения

Авторынок России и Беларуси сегодня представляет собой сложную картину. С одной стороны, наблюдается значительный рост присутствия китайских автомобильных марок. С другой — автомобили европейских и японских производителей, официальные дилеры которых покинули рынок, никуда не делись с дорог, но их обслуживание стало серьезной проблемой.

Ситуация продолжает ухудшаться, и сроки поставки оригинальных запчастей для таких иномарок в России достигли критических значений, заставляя владельцев месяцами, а иногда и годами, ждать необходимые детали.

Оценка ситуации страховыми компаниями

Страховые компании, которые занимаются ремонтом по ОСАГО, констатируют удручающую реальность. Из-за ужесточения санкционных ограничений ожидание некоторых запчастей может растянуться на полтора года. Это грубо нарушает установленный законом 30-дневный срок на восстановительный ремонт по страховому случаю.

Особенно тяжело приходится владельцам относительно новых автомобилей. Например, оригинальные диски для Mercedes-Benz выпуска 2015 года и моложе можно ждать до 16 месяцев. Для владельцев подержанных Porsche Cayenne поставка стеклянных элементов (лобовых стекол, стекол дверей) занимает от 7 месяцев. Даже для такой массовой модели, как Hyundai Elantra, доставка передней части кузова (капота, бампера, фар) может затянуться на 10 месяцев.

Почему поставки так задерживаются?

Поставки комплектующих для марок, покинувших российский рынок, формально продолжаются через схемы параллельного импорта. Однако геополитический кризис крайне усложнил логистические цепочки. Теперь запчасти идут длинными обходными путями через международные хабы, такие как Турция или ОАЭ, либо транзитом через страны Балтии, Беларусь, Грузию и Казахстан. Каждый дополнительный перевалочный пункт значительно увеличивает общее время доставки.

Прогнозы по некоторым брендам оказались даже хуже ожиданий. Оригинальные запчасти для Skoda, Renault и Opel через официальные, но уже неработающие напрямую каналы, могут идти около года, причем точных сроков никто не гарантирует. Серьезные сложности возникли и с корейско-японской группой: Kia, Hyundai, Honda, Lexus, Mitsubishi, Nissan. А поставка эксклюзивных деталей для автомобилей Infiniti в нынешних условиях стала практически невыполнимой задачей.

Какие выходы предлагают страховщики и рынок?

Несмотря на общую негативную картину, базовые расходные материалы (фильтры, тормозные колодки, жидкости) для европейских и японских авто все еще можно получить в разумные сроки — за 3-4 месяца.

Обратите внимание: Легенда №917. Porsche рожденный побеждать..

Однако если речь заходит о восстановлении автомобиля после ДТП по страховке, особенно в сегменте премиум, машина почти наверняка превращается в «долгострой».

В этой ситуации у автовладельцев не так много вариантов: продолжать ездить на поврежденном автомобиле (рискуя усугубить поломки), пересаживаться на китайский аналог или соглашаться на альтернативы, которые предлагают страховые компании.

Первый вариант — денежная компенсация вместо ремонта. Получив выплату, владелец может попытаться отремонтировать машину своими силами, искать запчасти на разборках или просто продать автомобиль. Многие клиенты, однако, предпочитают просто ждать, если их заранее предупредили о сроках.

Второй вариант — ремонт с использованием б/у или восстановленных запчастей. Эта идея находит поддержку как у страховщиков, стремящихся снизить расходы и ускорить процесс, так и у части клиентов, желающих поскорее вернуть автомобиль. Однако для массового применения этого метода необходимо законодательное регулирование.

Главная проблема б/у запчастей — скрытые дефекты, которые могут проявиться уже после установки и привести к повторной поломке или даже аварии. Поэтому их использование допустимо только для тех групп деталей, которые не влияют напрямую на безопасность (например, элементы интерьера, кузовные панели). Даже в этом случае требуется установить четкие критерии: максимальный возраст детали, допустимый износ, методы проверки.

Перспективы и выводы

Даже если использование контрактных запчастей будет легализовано, потребуется разработать строгую методику оценки их качества и состояния. Это необходимо, чтобы отремонтированный автомобиль не стал угрозой на дороге. Эксперты также указывают на необходимость государственного контроля за оборотом таких деталей, чтобы повышенный спрос не спровоцировал волну угонов для «разбора» на запчасти.

Пока эти вопросы не решены, российским автомобилистам, оставшимся верным европейским и японским маркам, придется мириться с длительными очередями на запчасти. Вероятно, именно этот фактор в конечном итоге подтолкнет многих к переходу на автомобили из Поднебесной, ассортимент и качество которых на нашем рынке будут только расти.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сколько ждать запчасти на авто ушедших с рынка РФ брендов.