«Нива»: от колхозного внедорожника до мирового феномена

Идея создания доступного автомобиля для сельской местности, высказанная в 1970 году, положила начало разработке легендарного советского внедорожника.

Истоки и первые шаги

Изначально проект ВАЗ-Э2121 задумывался как простая и неприхотливая машина, наследница традиций ГАЗ-69. Однако инженеры сразу заложили в него прогрессивные решения: несущий кузов и независимую переднюю подвеску. Ключевым стал спор о трансмиссии: руководство требовало максимальной унификации с серийными «Жигулями», но команда конструкторов во главе с Петром Прусовым отстаивала постоянный полный привод, вдохновляясь британским Range Rover. Эта принципиальная позиция в итоге определила уникальный характер будущей модели.

Лада Нива пикап — одна из многочисленных модификаций.

Первый прототип, испытанный в 1972 году, носил маскировочное имя «Формика» (Formika) с эмблемой красного креста, чтобы не привлекать лишнего внимания. Параллельно, почти подпольно, велась работа над версией с закрытым комфортабельным кузовом, которая в итоге и была утверждена к производству.

Опытный образец ВАЗ-Э2121 «Формика» — прародитель «Нивы».

Рождение легенды

Серийное производство ВАЗ-2121 «Нива» стартовало в апреле 1977 года. Автомобиль произвел настоящую революцию, сочетая в себе, казалось бы, несовместимое: выдающуюся проходимость внедорожника с комфортом и динамикой легковушки. Салон отделывался на уровне самых престижных «Жигулей» — моделей 2103 и 2106. Несмотря на высокую для СССР цену, на «Ниву» выстраивались очереди не только среди сельских жителей, но и у горожан, ценивших активный отдых.

Были у машины и недостатки: тесный задний ряд, скромный багажник, высокий уровень шума на трассе и перегруженная коробка передач, унаследованная от «классики». Однако все это прощалось за феноменальные внедорожные качества и уникальность концепции.

Серийная «Нива» ВАЗ-2121 — символ эпохи.

Неожиданный мировой успех

С 1978 года начался экспорт «Нивы», который превзошел все ожидания. До 70% выпущенных машин уходило за границу. Спрос был настолько велик, что в некоторые страны, например в Великобританию, первые партии поставлялись с левым рулем. «Нива» стала настоящим хитом на мировом рынке, конкурируя по количеству тюнинговых версий разве что с «Ладой Самарой».

За рубежом автомобиль подвергался самым смелым преобразованиям. Строились пикапы (в Австралии, Канаде), оригинальные фургоны (как чешский «Практик»), а также разнообразные кабриолеты. Особенно прославились французская Lada Niva Plein Soleil от компании Poch, итальянская версия от Giallo Exploit и британский кабриолет с экзотическим названием «Казак».

Полугусеничный вездеход ВАЗ-1922 — эксперимент на базе «Нивы».

Итальянская тюнингованная Lada Niva от Giallo Exploit.

Британский кабриолет Lada Cossack.

Эволюция на родине

В 1990-е годы волна модификаций докатилась и до России. Появились удлиненные версии для повышения комфорта: ВАЗ-2129, а затем и пятидверный ВАЗ-2131. Компании «Бронто» и «Лада-Тул» предлагали варианты с увеличенной колесной базой и высотой крыши, вплоть до машин скорой помощи. Создавались и грузовые модификации, такие как «Лада-Бизон».

Первая удлиненная трехдверная «Нива» ВАЗ-2129.

Спортивная карьера

«Нива» доказала свои возможности не только в поле, но и на гоночных трассах. Французский импортер Жан-Жак Пок создал на её базе раллийные автомобили для легендарного марафона «Дакар». С каждым годом машины становились всё серьёзнее: от форсированных двигателей до карбоновых кузовов и моторов V6 мощностью до 310 л.с. Высшим достижением стало второе место в общем зачёте ралли. Позже и «АвтоВАЗ» представил свою гоночную «Ниву» Т3.

Раллийная Lada Niva Proto, построенная для «Дакара».

За более чем 45 лет выпущено свыше 2 миллионов экземпляров «Нивы». История автомобиля, созданного для советских колхозов, но покорившего весь мир своими возможностями и породившего бесчисленное множество модификаций, продолжается и сегодня, оставаясь ярким примером инженерного успеха.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Удивительная история «Нивы»: как автомобиль для советских колхозников полюбили за границей.