В условиях дефицита запчастей и расходников многие водители стали активно заниматься самостоятельным обслуживанием своих автомобилей. Стремление сэкономить и недоверие к сократившемуся рынку услуг понятны, однако на этом пути автолюбители часто совершают ряд критических ошибок, которые могут дорого обойтись в будущем.

Доверяя только себе, сознательные автовладельцы порой не учитывают важные нюансы, что в итоге приводит к серьёзным поломкам. Рассмотрим самые распространённые «подводные камни» самостоятельного ремонта.
Вязкая процедура: ошибки при замене масла
Начнём с базовой, но крайне важной процедуры — замены моторного масла. Кажущаяся простой, она требует внимательности и последовательности. Первая распространённая ошибка — спешка и пренебрежение элементарными средствами вроде воронки. Пролитое масло, накапливая пыль и грязь, ухудшает теплообмен и может стать причиной возгорания.

Вторая, не менее частая ошибка — перелив масла из-за нетерпения. Масло после заливки должно стечь в поддон, на что требуется время. Правильный алгоритм таков: залить основную часть, подождать 5-10 минут, проверить уровень щупом, запустить двигатель, дать ему поработать и заглушить, после чего снова проверить уровень и при необходимости долить. Игнорирование этих шагов приводит к печальным последствиям.

Избыток масла создаёт избыточное давление в системе, что чревато выдавливанием сальников, закоксовыванием маслосъёмных колец, повреждением каталитического нейтрализатора и даже выходом из строя турбокомпрессора. Признаки перелива — падение мощности, повышенный расход топлива и запах горелого масла из выхлопной трубы.
Важно: Владельцам автомобилей с АКПП следует быть особенно внимательными, чтобы по ошибке не открутить сливную пробку коробки передач вместо пробки масляного поддона. Если перелив всё же произошёл, не обязательно сливать всё свежее масло — излишки можно аккуратно откачать через трубку масляного щупа.
Всё перетянуто: чрезмерное усилие — враг ремонта
Ещё один бич самообслуживания — применение чрезмерной силы. Резиновое уплотнительное кольцо масляного фильтра часто повреждается при затяжке ключом. Фильтр следует закручивать вручную, предварительно смазав уплотнение маслом.

Сливная пробка поддона — тоже частый «страдалец». Использование неподходящего инструмента (например, зубила вместо шестигранника) или излишнее усилие приводят к срыву резьбы, микротрещинам и последующим утечкам масла. Производители часто считают эти пробки одноразовыми, поэтому их стоит менять при каждой замене масла, а затягивать — с умеренным усилием.
Обратите внимание: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ НЕОРИГИНАЛЬНЫХ КОЛОДОК.

Похожая история со свечами зажигания. Попытка вкрутить свечу «криво» или с чрезмерным усилием часто заканчивается обрывом резьбы в головке блока цилиндров. Устранение такой неисправности — сложная и дорогая процедура, требующая снятия головки блока и восстановления резьбы. Свечу всегда нужно начинать вкручивать вручную, чтобы избежать перекоса, и затягивать динамометрическим ключом с моментом, указанным производителем.
Неправильная смазка: благими намерениями...
Стремление всё смазать «для надёжности» часто приводит к обратному эффекту. Например, при замене тормозных колодок использование неподходящих смазок (на минеральной основе, вроде «Литола» или графитовой) для направляющих суппортов вызывает разбухание и разрушение резиновых пыльников.

Для этих целей подходят только специальные высокотемпературные синтетические смазки, которые не агрессивны к резине и устойчивы к высоким температурам тормозной системы. Экономия на правильной смазке может обернуться дорогостоящим ремонтом суппортов, особенно на премиальных автомобилях.

Ещё один миф — смазывание клемм аккумулятора для защиты. Со временем такая смазка (особенно на основе вазелина) затвердевает и начинает работать как изолятор, ухудшая контакт. Кроме того, она не решает главную проблему — окисление клемм, которое сигнализирует о неисправностях в системе заряда. Клеммы нужно очищать и плотно затягивать, а для защиты использовать специальные составы-ингибиторы коррозии или аэрозоли.
Оптика: ошибки при замене ламп
Частая проблема самостоятельной замены ламп головного света — их быстрое перегорание. Причина банальна — касание колбы голыми руками. Жировые следы с кожи на кварцевом стекле создают локальные перегревы, что резко сокращает срок службы галогенных ламп. Менять лампы нужно в чистых перчатках или используя салфетку.

Вторая ошибка — неправильная установка лампы в патрон, особенно в фарах со сложным доступом. Если лампа стоит неровно, световой пучок будет направлен неправильно, ослепляя встречных водителей и плохо освещая дорогу. Кроме того, смещённая нить накаливания может перегревать и плавить отражатель фары изнутри. После замены всегда проверяйте правильность светового пучка.
***
К сожалению, после неудачных попыток самостоятельного ремонта ситуация с автомобилем часто только ухудшается. Не стоит стесняться обращаться к профессионалам, даже если вы что-то начали делать сами. Честно расскажите мастеру о своих действиях. Если же сомневаетесь в своих силах изначально, лучше сразу приобрести качественные расходные материалы и доверить работу проверенному специалисту. От точности и качества обслуживания зависит не только состояние вашего кошелька, но и ваша безопасность на дороге.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сделай сам: типичные ошибки самообслуживания авто.

