С наступлением зимы каждому водителю, независимо от опыта, необходимо адаптировать свой стиль управления автомобилем к сложным погодным условиям. Этому способствует целый ряд факторов: обледеневшее дорожное полотно, интенсивные снегопады, частые перепады температур, сокращение светового дня и ухудшение видимости. Все эти переменные требуют повышенного внимания и подготовки.

Для успешного и безопасного преодоления зимних дорог необходима комплексная подготовка, которая касается как технического состояния автомобиля, так и навыков водителя.
Тормозной путь: критически важный параметр
В зимний период одной из самых ответственных операций становится торможение. Чтобы наглядно оценить риски, не обязательно проводить опасные эксперименты на льду — достаточно воспользоваться специальными расчетами. Разница в длине тормозного пути на различных покрытиях колоссальна. Например, при скорости 50 км/ч на сухом асфальте автомобиль остановится примерно за 14 метров, на мокрой дороге — за 25 метров, на укатанном снегу — за 49 метров, а на льду тормозной путь может составить до 98 метров. При увеличении скорости до 70 км/ч эти расстояния возрастают как минимум на треть, что делает заблаговременное торможение абсолютной необходимостью.

Для обеспечения предсказуемого поведения автомобиля и сокращения тормозного пути до минимума, критически важно поддерживать его в исправном техническом состоянии.
Подготовка автомобиля: шины и тормоза
Выбор и состояние шин
Значение сезонной смены резины сложно переоценить. Зимние шины должны быть качественными, с современным составом резиновой смеси и подходящим для вашего региона рисунком протектора, обеспечивающим надежное сцепление. Стоит избегать полумер: всесезонные или так называемые "еврозимние" шины могут оказаться неэффективными на заснеженных дорогах или при сильных морозах. Также не рекомендуется использовать шины с низким профилем, особенно в регионах с частыми оттепелями, так как они более склонны к аквапланированию. И, конечно, шины не должны быть изношенными — "лысая" резина бесполезна на льду.

Проверка тормозной системы
После решения вопроса с шинами необходимо уделить пристальное внимание тормозам. Изношенные колодки или диски подлежат немедленной замене. Также важно проверить работу суппортов. Неравномерный износ тормозных дисков (когда одна сторона диска блестит от контакта с колодкой, а другая — нет) может указывать на закисание направляющих. Это приводит к разной силе сжатия колодок на разных сторонах оси и может вызвать занос при торможении. В таком случае суппорт нужно разобрать, почистить и смазать направляющие специальной высокотемпературной смазкой.


Не забудьте о стояночном тормозе. Исправный "ручник" — это не только парковочное устройство, но и дополнительный инструмент безопасности в непредвиденной ситуации. Проверьте, чтобы трос не был перетянут, а колесо свободно вращалось при отпущенном рычаге. Зимой стоит помнить о возможности примерзания колодок барабанного тормоза после стоянки из-за конденсата.
Обратите внимание: Езда зимой: основные принципы зимнего вождения, советы специалистов.
Адаптация стиля вождения
Помимо технической готовности автомобиля, решающую роль играет поведение водителя за рулем.
Дистанция и позиция на дороге
Первое и главное правило — увеличение дистанции до впереди идущего транспортного средства как минимум вдвое. Это необходимо для компенсации возросшего тормозного пути. На многополосных дорогах старайтесь не двигаться параллельно с другими автомобилями. Оптимальной является "шахматная" расстановка, которая оставляет пространство для маневра в случае заноса у вас или у соседа.

Опасные участки и техника управления
Будьте особенно внимательны на участках с потенциально низким сцеплением: у светофоров, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах и в лесных массивах. В этих местах из-за частых остановок и раскатывания снега часто образуется ледяная корка. Заблаговременно снижайте на них скорость. Резкое запотевание стекол изнутри салона может служить косвенным признаком обледенения дороги снаружи из-за перепада температур.
Избегайте резкого торможения на трамвайных рельсах и дорожной разметке — сцепление шин с ними значительно хуже, чем с асфальтом.

Проверить скользкость дороги можно легким кратковременным нажатием на педаль тормоза или газа. Если колеса сразу начинают пробуксовывать или блокироваться — покрытие очень опасное.
Действия в критической ситуации
Если автомобиль не оборудован системами ABS и ESP, тормозить на скользкой дороге и, особенно, в повороте нужно прерывисто, короткими качками педали, не выключая передачу. Самая частая причина потери контроля зимой — попытка одновременно тормозить и поворачивать.

При возникновении заноса главное — не паниковать и не давить на тормоз. Рулевое колесо следует поворачивать в сторону заноса. Для стабилизации автомобиля с передним приводом нужно плавно добавить газа, а с задним — наоборот, отпустить педаль акселератора.
***
Помните, что безопасное и предсказуемое вождение зимой важно для всех участников дорожного движения. Избегайте резких, неожиданных маневров и торможений. Это даст другим водителям время правильно среагировать на ваши действия. Регулярный контроль технического состояния автомобиля и адаптированный стиль вождения — залог безопасной зимы на дорогах.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Зимний режим вождения: как безопаснее маневрировать.

