Пришельцы с трассы: рождение легенд
На рубеже 1960-х и 1970-х годов эти автомобили казались пришельцами из будущего. Их дорожные версии настолько выделялись на фоне обычных американских машин, что вызывали у прохожих лишь недоуменные взгляды. Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird были созданы с одной целью — стать самым грозным оружием концерна Chrysler в гонках NASCAR. Их история была яркой, но, увы, недолгой.
Маркетинг на скорости: философия «выиграй в воскресенье — продай в понедельник»
В те годы NASCAR был чемпионатом для серийных автомобилей, и победы на трассе напрямую влияли на продажи в автосалонах. Это правило «выиграй в воскресенье, продай в понедельник» стало двигателем прогресса. Однако был и другой путь: создать специальный гоночный снаряд, выпустить его ограниченную партию для омологации (утверждения в регламенте), а потом попытаться продать эти экземпляры. Именно по этому рискованному пути пошел Chrysler, подарив миру две иконы Золотой эры американского автоспорта.
Plymouth Road Runner Superbird Hemi 1970 года и Dodge Charger Daytona Hemi 1969 года — крылатые братья по оружию.
Предшественник и провал: почему Daytona была необходима
Рождение Charger Daytona было вызвано неудачей его предшественника — Charger 500. Несмотря на мощный 7-литровый двигатель Hemi V8, эта модель страдала от ужасной аэродинамики, создавая подъемную силу на высоких скоростях. На овалах NASCAR она была бесполезна. Эта неудача привела к уходу звездного гонщика Ричарда Петти в стан Ford. Инженерам Dodge не оставалось ничего иного, как отправить машину в аэродинамическую трубу и начать все с чистого листа.
Dodge Charger 500 Hemi '1969 — достойный уличный автомобиль, но не гоночный чемпион.
Революция в аэродинамике: рождение «крылатого снаряда»
Презентация для руководства Chrysler звучала как откровение: чтобы победить Ford, нужно увеличить среднюю скорость на 5 миль в час. Это можно сделать, добавив 85 лошадиных сил (дорого и сложно) или снизив коэффициент аэродинамического сопротивления на 15% (дешевле и быстрее). Был выбран второй путь.
Инженеры Dodge в сотрудничестве с компанией Creative Industries создали нечто невиданное:
- Стальной носовой обтекатель, удлинивший машину на 46 см.
- Передний спойлер для борьбы с подъемной силой.
- Более пологий угол наклона заднего стекла.
- Воздуховоды в передних крыльях.
- И, самое главное, — огромное алюминиевое антикрыло высотой 61 см над багажником.
Это антикрыло, вопреки популярному мифу, было сделано высоким не из-за правил, а для максимальной эффективности. Глава Dodge Боб МакКарри, увидев результат, назвал его «самой уродливой машиной» в своей жизни.
Dodge Charger Daytona Hemi — форма, подчиненная функции.
Заднее стекло стандартного Charger.
Заднее стекло Charger Daytona — гораздо более пологое для лучшего обтекания.
Триумф на трассе и в рекордах
Усилия окупились сторицей. Коэффициент лобового сопротивления упал до феноменальных 0.29 (для сравнения, у Ferrari F40 — 0.34). Daytona легко разгонялась до 310-312 км/ч. В 1970 году Бадди Бейкер первым в истории NASCAR преодолел рубеж в 200 миль в час (322 км/ч), а вскоре Бобби Айзек поднял планку до 323 км/ч. На соляных равнинах Бонневиля тот же Айзек разогнал Daytona до 349 км/ч. Автомобиль принес Chrysler несколько побед в кубке NASCAR и навсегда вписал свое имя в историю.
Бобби Айзек — гонщик, установивший несколько рекордов на Charger Daytona.
Dodge Charger Daytona покоряет соленые равнины Бонневиля.
Dodge Charger Daytona в своей стихии — на овальной трассе NASCAR.
Трудная жизнь на дорогах общего пользования
Несмотря на гоночные успехи, продажи гражданской версии Daytona шли туго. Пятиметровый купе с экстремальной внешностью было сложно припарковать, а двигатель в городском режиме перегревался. Для омологации построили 503 экземпляра с моторами 440 Magnum (375 л.с.) или 426 Hemi (425 л.с.). Дилерам пришлось прилагать титанические усилия, чтобы продать эти «крылатые чудеса», иногда даже переоборудую в них обычные Charger R/T. Ирония судьбы в том, что сегодня эти машины — объект охоты коллекционеров, и один из 70 экземпляров с Hemi недавно ушел с молотка за $1,43 миллиона.
Гражданские версии Charger Daytona — редкие и желанные автомобили для коллекционеров.
Ответ Plymouth: рождение Superbird
Успех Daytona нужно было развивать. Chrysler решил создать аналогичное оружие и для своего другого бренда — Plymouth. Так на базе Road Runner появился Plymouth Superbird. Однако правила омологации ужесточились: теперь нужно было выпустить не 500, а несколько тысяч дорожных версий.
Plymouth Road Runner Superbird — брат-близнец с иным характером.
Отличия: эстетика против эффективности
Чтобы сделать машину чуть более «продаваемой», внешность Superbird слегка смягчили: носовой обтекатель сделали менее острым, стойки антикрыла наклонили, а фальшивые воздухозаборники появились в крыльях. Из-за изменений в конструкции крыши и стоек их пришлось маскировать виниловой наклейкой. В погоне за экономией Plymouth отказался от услуг сторонних фирм и собирал машины самостоятельно. В результате, несмотря на те же двигатели (426 Hemi, 440 Magnum), гоночные Superbird были на 3-5 км/ч медленнее Charger Daytona на круге.
Плимут Суперберд — чуть более «цивильный» облик.
Плимут Road Runner Суперберд в движении.
Возвращение Короля и тотальное доминирование
Легенда гласит, что создание Superbird было условием возвращения в Chrysler короля NASCAR Ричарда Петти. Он хотел машину «такую же быструю, как Dodge, но Plymouth». Получив свою легендарную синюю Superbird №43, Петти и другие гонщики Chrysler устроили разгром конкурентам в сезоне 1970 года, превратив чемпионат в внутреннее соревнование двух крылатых марок.
Закат эры: запрет и наследие
Доминирование «крылатых машин» было настолько подавляющим, что руководство NASCAR на сезон 1971 года изменило правила, ограничив для таких автомобилей объем двигателя 5 литрами. Против 7-литровых монстров маленькие моторы были бессильны. Эра Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird в большом спорте закончилась. Всего было выпущено около 1935 Superbird, из которых лишь 135 имели двигатель 426 Hemi. Сегодня они ценятся чуть ниже Daytona, но все равно остаются культовыми автомобилями стоимостью в сотни тысяч долларов.
Dodge Charger Daytona Hemi 1969 года и Plymouth Roadrunner Superbird Hemi 1970 года — вечные символы скорости и инженерной дерзости.
соус
Автомобильное оборудование Изобретение SA Запчасти Тюнинг Спорт Автоспорт Гонки 60-е 70-е годы Ретро-автомобиль Long Post 2Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Огромные крылья победы: Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird.

