Миф о первом автомобиле Рено: как Википедия и автоблогеры искажают историю

Это девятый выпуск научно-популярного проекта «Автомобили мира 1769-1903 гг.», посвященный борьбе с искажением исторических фактов. Сегодня мы разберем один из самых распространенных мифов об истоках автомобильной марки Renault.

Луи Рено за рулем своего автомобиля Voiturette в 1899 году.

Что пишут в Википедии?

Согласно английской версии Википедии, свой первый автомобиль Луи Рено построил в 1898 году, наняв рабочих для модификации подержанного трехколесного велосипеда De Dion-Bouton. В статье утверждается, что он использовал его двигатель мощностью 3/4 л.с. и революционный карданный вал, добавив заднюю передачу и прямую третью.

Луи Рено за рулем прототипа Voiturette.

Многие автомобильные журналисты и блогеры, опираясь на этот источник, повторяют, что молодой изобретатель «существенно модифицировал» трицикл, добавив четвертое колесо и создав новую трансмиссию.

А что было на самом деле? Сравниваем факты

Так выглядел трехколесный велосипед De Dion-Bouton. Сравните его конструкцию с автомобилями Рено.

Трехколесный велосипед De Dion-Bouton, вид сзади.

Тот же трицикл, вид сверху.

А это вид сверху на шасси Voiturette Луи Рено. Возникает резонный вопрос: сколько общих деталей вы здесь видите?

Разоблачение мифа

Где же здесь «модернизация»? Фактически, Луи Рено взял от трехколесного велосипеда только двигатель и, возможно, два колеса. Все остальное — ходовая часть, коробка передач (знаменитая «прямая передача» была его собственным изобретением и позже запатентована), рулевое управление, тормозная система, топливный бак и рама — было спроектировано и изготовлено с нуля. Это не модификация, а создание принципиально нового транспортного средства.

Автор статьи изучил несколько книг по истории Renault. Во всех упоминается, что у Луи был трицикл De Dion-Bouton, но ни в одной не сказано, что он «превратил его в автомобиль». Этот миф, судя по всему, родился и разросся именно в Википедии, а оттуда кочевал в бесчисленные блоги и ролики.

Яркий пример — один популярный видеоблог, где рассказчик (на отметке 21:02-22:22) рассуждает, будто Луи хотел решить проблему «больших потерь при передаче энергии» через зубчатую передачу трицикла. При этом в кадре мелькает даже первый Mercedes-Benz, что явно не соответствует хронологии. Такие ошибки возникают из-за некритичного копирования недостоверной информации.

Для сравнения: вот как выглядела реальная модернизация трицикла в ту эпоху. К нему просто добавляли тележку с двумя колесами и сиденьем спереди, оставляя основную конструкцию неизменной. К автомобилю Рено это не имеет никакого отношения.

Обратите внимание: Идеальный первый автомобиль существует! Если вы начинаете приключение за рулем, проверьте эти модели.

Загадка для внимательных читателей

Для тех, кто дочитал до конца, — не угадайка, а настоящая техническая загадка. Помимо двигателя и двух колес, Луи Рено использовал в своем первом автомобиле еще три детали от трехколесного велосипеда De Dion-Bouton. Какие именно? Подсказки об их назначении (без конкретных деталей) можно найти в указанном источнике на отметке 16:40.

Ваш автомобильный историк, Василий Шишка.

Другие материалы проекта:

Вопрос 1. Об этом проекте и трехколесном велосипеде Leon Bollee. Самый быстрый автомобиль 1898 года.

Вопрос 2. Борьба с искажением собственной истории начинать

Выпуск 3. Benz Velo 1898. Конструкция и управление

Часть 1.

Часть 2. Ваш двигатель закипел? Это было запланировано заранее!

Часть 3. Что такое ленточный тормоз? Зачем одноцилиндровым двигателям нужен распределитель? Как укоротить ремень при работе?

Проблема 4. Учащиеся начальной школы изучают старинный автомобиль. Научно-популяризационный проект «Автомобили мира 1769-1903 гг».

Выпуск 5: Положите апельсины в ведро! Ну это еще коробка! Или когда придумали диван с мотором. Колумбия Марка VII 1897 г.

Выпуск 8. Как блогер Стас Асафьев обидел Леона Серполля. Борьба с искажениями нашей собственной истории. Часть 3.

Ретро-автомобильная технология Изобретение истории автомобиля Луи Рено Длинная статья 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как Википедия обманула всех автоблогеров. Или, из чего Луи Рено построил свой первый автомобиль. В конце, не угадайка, а загадка!.