Эволюция промышленной робототехники: от конвейеров Форда до гуманоидов в автопроме

Более века назад первые автомобили, дымящие и громоздкие, пугали прохожих на улицах. Подобные чувства страха и недовольства вызывало и внедрение первых конвейерных роботов на заводах, которое часто сопровождалось протестами рабочих. Однако прогресс неумолим, и сегодня автоматизированные помощники стали неотъемлемой частью производства. Возникает вопрос: стали ли они уже привычной обыденностью или этот процесс все еще вызывает споры?

Истоки автоматизации: конвейер и первые роботы

Принято считать, что революцию в производственном процессе, особенно в автопроме, совершил Генри Форд, внедрив сборочную линию. Это новшество кардинально ускорило сборку машин, автоматизировало многие операции и позволило сократить число рабочих, одновременно повысив общую эффективность в разы.

Настоящее же начало промышленной робототехники относят к 1960-м годам, когда компания General Motors установила на свои линии устройства UNIMATE. Эти ранние роботы, программируемые с помощью перфокарт, были узкоспециализированными и выполняли буквально одну функцию, например, погрузку деталей в охлаждающую жидкость.

Активное развитие и расширение функционала промышленных роботов пришлось на 1970-е годы. Автоматы стали более сложными и начали занимать различные участки конвейера, выполняя разные задачи.

Хотя роботы того времени демонстрировали впечатляющую мощность, точность и скорость, у них был ряд серьезных недостатков. Они представляли опасность для человека, поэтому требовали изолированных зон. Кроме того, они были статичными и однофункциональными, а их перенастройка под новые задачи была сложной и дорогой. Поломка даже одного такого робота могла парализовать всю линию, нанося компании огромные убытки.

Революция коботов: гибкость и безопасность

Прорывом в развитии промышленной робототехники стало появление коллаборативных роботов, или коботов, представленных компанией Universal Robots. Эти устройства отличаются компактностью, мобильностью и способностью выполнять множество задач. Благодаря своим размерам и безопасности они могут работать бок о бок с людьми, автоматизируя рутинные и трудоемкие операции, и способны функционировать до 20 часов без остановки.

Сегодня коботы применяются в шести ключевых областях автомобилестроения: сборка, покраска, сварка, техническое обслуживание, полировка и контроль качества.

Обратите внимание: Вы все еще хотите купить дизельный Land Rover Discovery III? О том, почему всё именно так страшно, как рассказывают..

Если раньше для каждой из этих операций требовался отдельный специализированный робот, то теперь одного кобота можно легко перенастроить для разных работ, просто сменив захват или инструмент.

Следующий шаг: эра гуманоидных роботов

Однако даже современные коботы могут скоро уступить место новому поколению машин. Некоторые автопроизводители, такие как Mercedes-Benz, уже экспериментируют с роботами-гуманоидами. На их заводе начал работу Apollo — робот, созданный компанией Apptronik. Ростом 170 см и весом 73 кг он похож на человека и способен поднимать до 25 кг. Его задачи включают проверку качества деталей и их доставку на конвейер.

В перспективе такие роботы возьмут на себя самые тяжелые, монотонные и нежелательные для людей обязанности. Ключевое преимущество гуманоидных роботов в том, что они могут перемещаться в пространстве, предназначенном для людей, без необходимости перестраивать инфраструктуру завода.

Интересно, что над созданием подобного робота работает и компания Илона Маска Tesla. Их прототип Optimus (ранее известный как Olympus) уже выполняет простые задачи. Робот использует технологии Tesla, включая аккумуляторы и системы управления. Маск заявляет, что серийная версия может стоить около $20 000, а в будущем планируется выпустить миллиарды таких устройств.

Автоматизация: баланс между эффективностью и качеством

Несмотря на активное развитие робототехники, многие компании, включая Mercedes-Benz, подчеркивают, что не стремятся к полной замене людей. По словам руководства, для выполнения сложных и ответственных задач по-прежнему необходимы высококвалифицированные специалисты. Роботы рассматриваются скорее как помощники, которые возьмут на себя рутину.

Однако полный отказ от человеческого труда на производстве может иметь негативные последствия. Яркий пример — электромобиль Xiaomi, который после презентации столкнулся с волной нареканий из-за производственных дефектов, от проблем с тормозами до неисправностей дверей. Причиной называют высокую степень автоматизации: на заводе в Пекине роботы выполняют большую часть работ, включая сварку кузова, а люди задействованы минимально. Несмотря на амбициозные планы по увеличению производства, массовые отказы от предзаказов со стороны покупателей указывают на то, что для новых автопроизводителей полная роботизация может быть преждевременной.

[my]Транспорт Автомобиль Автомобиль Автомобиль Удобный Робот Робототехника Китай Водитель Авто Запчасти Метод производства Автомобильная промышленность Новое поколение Тюнинг Гуманоид Полезные факты Длинные посты 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Вкалывают роботы: как бренды заменяют людей на производстве.