AMC Pacer: история самого странного американского автомобиля

В наших материалах об автомобильных эмблемах мы уже упоминали марку AMC, которая сегодня почти забыта. Но в свое время American Motors Corporation была серьезным игроком, бросавшим вызов таким гигантам, как General Motors, и активно влиявшим на формирование американского авторынка. В этой статье мы подробно разберем, пожалуй, самое неоднозначное и запоминающееся творение компании — субкомпактный хэтчбек AMC Pacer, автомобиль, который сложно назвать обычным.

Истоки AMC: выживание через инновации

Компания AMC родилась в 1954 году в результате слияния двух старейших брендов — Nash и Hudson. Этот шаг был вынужденной мерой, необходимой для того, чтобы устоять против растущего могущества «Большой тройки» американского автопрома. Новичкам было сложно конкурировать в лоб, поэтому AMC избрала стратегию поиска рыночных ниш и их заполнения. Яркими примерами стали компактный Rambler для США и миниатюрный Metropolitan для Великобритании.

Интересно, что AMC начала выпуск компактных и экономичных моделей на два десятилетия раньше, чем это стало общемировым трендом, заслужив уважение даже со стороны конкурентов. Спрос на такие автомобили был не массовым, но стабильным. Особое уважение покупателей вызвал принципиальный отказ компании от политики ежегодного рестайлинга и планового устаревания моделей, что было характерно для других производителей. Это позволило AMC сформировать лояльную базу поклонников, ценивших надежность и рациональность.

К 1960-м годам грамотная стратегия позволила компании не только выбраться из долгов, но и накопить капитал. AMC активно обновляла модельный ряд, выпустив, например, фастбэк Marlin, и внедряла инновации. Так, к 1968 году кондиционер стал стандартным оборудованием для всех версий флагманского Ambassador — опция, которую премиальные бренды начали массово предлагать гораздо позже. Финансовая стабильность дала AMC возможность задуматься о смелых экспериментах.

«Аквариум на колесах»: рождение легенды

Долгое время дизайн автомобилей AMC отличался консерватизмом, что было следствием жесткой политики председателя Джорджа Ромни, который вывел компанию из кризиса. Однако времена менялись, и новое руководство дало зеленый свет свежим идеям. Первым плодом этой свободы стало трехдверное купе Gremlin (1970-1978), которое с тиражом в 670 000 экземпляров считается первым американским субкомпактом.

Обратите внимание: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.

Успех Gremlin вдохновил инженеров и дизайнеров на создание чего-то по-настоящему уникального.

Этим «чем-то» в 1975 году стал AMC Pacer, который компания гордо представила как «первый ширококузовный компакт». Чтобы понять это определение, достаточно взглянуть на машину сзади: ее бочкообразный, невероятно широкий кузов и панорамное остекление (37% площади) сразу бросаются в глаза. За свой необычный вид автомобиль мгновенно получил прозвище «аквариум на колесах».

Габариты Pacer были нетипичными: при длине около 4,4 метра и колесной базе в 2,54 м, его ширина достигала почти 2 метров, что сближало его с полноразмерными американскими седанами. Еще одной диковинкой стала асимметрия: пассажирская дверь была на 10 сантиметров длиннее водительской. Позже разработчики пояснили, что это было сделано для удобства посадки пассажиров на задний ряд. Маркетологи AMC мастерски обыграли все эти особенности, представив Pacer как автомобиль из будущего, что на время сделало его культовым объектом.

Воплощенная идея и суровая реальность

Публика, уставшая от однообразия, с энтузиазмом встретила футуристичный Pacer. За первый год было продано впечатляющие 145 000 автомобилей. Однако очень скоро восторги сменились разочарованием. Как и многие амбициозные проекты (вспомним DeLorean DMC-12), Pacer оказался технически «сырым».

Низко расположенные точки забора воздуха приводили к тому, что двигатель «хлебал» воду из луж и глох. Силовые агрегаты — старые, тяжелые рядные шестерки объемом 3.8 и 4.2 литра — были явно слабы для полуторатонного кузова. Изначально Pacer проектировался под компактный и мощный роторно-поршневой двигатель Ванкеля, но контракт с General Motors был расторгнут из-за нефтяного кризиса и экологических норм. В итоге под капотом оказались неподходящие моторы, которые к тому же были очень прожорливыми.

Качество сборки и материалов также оставляло желать лучшего. Уже после 40-50 тысяч миль пробега краска на кузове начинала активно отслаиваться, что лишь укрепляло сравнение с «дохлой рыбой». Попытки исправить ситуацию, добавив в гамму пятилитровый V8 и версию универсал, успеха не имели — репутация была безнадежно испорчена.

Закат эпохи

К 1980 году, последнему году производства, спрос на Pacer упал настолько, что дилеры были вынуждены распродавать остатки парка со значительными скидками полиции и муниципальным службам. Всего за пять лет было выпущено около 277 000 автомобилей, включая эксклюзивные «джинсовые» серии. Судьба же самой American Motors Corporation была предрешена: в 1987 году компания была поглощена корпорацией Chrysler, поставив точку в истории независимого игрока.

Несмотря на коммерческий провал, AMC Pacer навсегда остался в истории автомобилестроения как символ смелой, хотя и не до конца продуманной, идеи. Он стал памятником эпохе, когда автопроизводители не боялись экспериментировать, создавая по-настоящему уникальные машины.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Странные авто: что вы знаете об AMC Pacer.