Этот узнаваемый автомобиль с кабиной над двигателем стал для жителей России не просто грузовиком, а настоящим символом эпохи. Однако в большом семействе «Газелей» встречались и весьма необычные экземпляры. В июле 2024 года модель отметила своё 30-летие, и в честь этого юбилея мы вспоминаем самые интересные заводские модификации и малоизвестные факты о легендарном российском «полуторке».
Факт 1: Советское наследие «Газели»
Принято считать, что «Газель» — продукт 90-х годов, и серийная модель действительно появилась в это время. Однако её история началась гораздо раньше. Ещё 16 июня 1983 года Научно-технический комитет Минавтопрома СССР принял решение о разработке перспективного 1,5-тонного грузовика. Непосредственные работы над проектом ГАЗ УГК стартовали в 1988 году. Интересно, что этот проект изначально не входил в госпрограмму НИОКР, не соответствовал её техзаданию и не получал финансирования от министерства, которое с 1987 года прекратило поддержку подобных инициатив. Эта же финансовая политика затронула и судьбу ВАЗ-2110. Несмотря на трудности, в начале 1991 года в Горьком были собраны первые опытные образцы бортовых грузовиков.
Важно отметить, что все эти события произошли ещё в Советском Союзе. Любопытная деталь: первый прототип имел решётку выхлопа на капоте, а логотип завода располагался не на облицовке радиатора.
На фото — 1992 год. Предсерийный прототип с чёрными номерными знаками, окрашенный в популярный в те годы цвет «Мокрый асфальт».
Может показаться, что из-за сложностей переходного периода автомобиль, как и вазовская «Десятка», долго шёл к конвейеру. Однако «Газель» — это редкий для советского автопрома пример относительно быстрого пути от утверждения технического задания до серийного производства. Объединяет же эти две модели то, что обе они были задуманы и созданы в СССР.
ГАЗ-27057: полный привод для бездорожья
Особой популярностью в семействе пользовался вариант ГАЗ-2705 «Газель-Комби». В передней части его цельнометаллического кузова-фургона были встроены стеклянные окна и второй ряд сидений, что позволяло перевозить до шести пассажиров. При этом задняя часть объёмом 6 кубометров оставалась грузовой, способной принять до 950 кг.
ГАЗ-2705 «Газель-Комби» — универсальный транспорт для людей и грузов.
Сочетание удлинённой кабины и грузового отсека значительно повышало функциональность машины.
Но настоящей диковинкой для обывателя была цельнометаллическая полноприводная «Газель», доступная с любым типом кузова. Да, эта версия была более шумной и менее комфортной, чем стандартная. Зато высокий клиренс и формула 4х4 делали её неуязвимой на разбитых грунтовых дорогах, где обычная заднеприводная «Газель» могла застрять. Эта модификация не предназначалась для экстремального бездорожья, её задача — уверенно преодолевать снежную кашу, глинистые участки и другие сложные, но проходимые препятствия. Изначально из-за высокой цены полноприводные версии считались экзотикой, особенно в экономически сложные 90-е.
Однако вскоре достоинства полного привода оценили в МЧС, а затем и военные с медиками. Для них «Газель» стала современной заменой устаревшей «буханке» (УАЗ-452), предлагая при сравнимой проходимости гораздо лучший комфорт и эргономику.
«Газель» и полный привод — отличный тандем для российских просторов!
«Скорая помощь» на базе «Газели» стала полноценной заменой советскому «Рафику».
Медицинский модуль на шасси младшего брата «Газели» — автомобиля «Соболь».
Факт 2: История удачного имени
С названиями у советских автомобилей часто были проблемы: одни звучали неблагозвучно за рубежом (как «Жигули»), другие не приживались (Алеко), третьи вызывали улыбку своим несоответствием машине (маломощный «Казак»).
«Газель» — счастливое исключение. Имя легкого и быстрого парнокопытного идеально подошло маневренному автомобилю. Интересно, что в названии угадываются отсылки и к заводу-изготовителю (ГАЗ), и к природе (ель — дерево, широко распространённое в родном для завода регионе).
Как же появилось это имя? В 1993 году на автосалоне МИМС в Москве ГАЗ представил целое семейство новых «полуторок». Задача придумать для них общее название легла на главного конструктора легковых автомобилей ГАЗ Владимира Никитича Носакова. По легенде, он записал на листе бумаги 33 варианта и из них выбрал один — «Газель». Это название ассоциировалось с грацией, скоростью и даже имело благозвучный европейский оттенок, что подчёркивалось использованием латинского написания «Gazelle» на ранних рекламных материалах.
В животном мире: газель — символ грации и скорости. Фото: autowp.ru
Самый короткий тягач: для заводских коридоров
Если «Смарт» — один из самых компактных легковых автомобилей, то «Газель» может претендовать на звание самого короткого грузовика в мире! Речь, конечно, не о серийной модели, а об уникальной модификации, созданной путём радикального укорачивания задней части шасси. В результате получился микро-тягач, у которого место только для кабины, двигателя и карданного вала.
Это не чья-то шутка, а сугубо утилитарная машина для Павловского автобусного завода. Такие «коротыши» использовались для буксировки прицепов с комплектующими по узким цеховым проходам. Из-за минимальной длины тягача весь автопоезд мог развернуться в ограниченном пространстве. Естественно, выезд на дороги общего пользования для такой техники был запрещён.
ГАЗ-САЗ-2409: «Газель» в роли магистрального тягача
«Газель», тянущая полноценный полуприцеп, — зрелище необычное, но вполне реальное. Тягач ГАЗ-САЗ-2409 был создан с чёткой коммерческой целью: работать в сцепке с полуприцепом САЗ-9459.
Автопоезд с тягачом ГАЗ-САЗ-2409 выглядит необычно и даже забавно.
Идея, предложенная в 2004 году, сразу наткнулась на законодательные преграды, касающиеся тормозных систем. По правилам, для буксировки полуприцепов такой массы требовалась пневматическая тормозная система, как у тяжёлых грузовиков. Установка её на «Газель» была бы слишком сложной и дорогой.
Инженеры нашли оригинальное решение, разработав гидровакуумный привод тормозов. Его суть в том, что вакуумный цилиндр на автомобиле обеспечивает автоматическое торможение полуприцепа в аварийной ситуации. После успешных испытаний и получения патентов эта нестандартная система была сертифицирована.
На дороге такой «длинный» автопоезд с маленьким тягачём смотрится очень необычно.
Тягач, оснащённый седельно-сцепным устройством немецкого производства, мог работать с полуприцепами разного назначения: тентованными, рефрижераторами, платформами и даже коневозами.
Обновлённая «Газель-Бизнес» также могла выступать в роли тягача.
ГАЗ-330279 «Тандем»: внедорожный пикап с комфортом
Имея в арсенале полный привод и цельнометаллический кузов, конструкторы ГАЗа пошли дальше и в 1996 году представили прототип ГАЗ-330279 «Тандем».
Этот необычный пикап с полузакрытой грузовой платформой позиционировался как комфортабельный автомобиль для путешествий по бездорожью. Анатомические сиденья, дуги безопасности, металлическая краска и тонированные стёкла — для середины 90-х это выглядело очень прогрессивно. При этом машина оставалась практичной: её платформа могла перевезти целую тонну груза.
Как вам такой импровизированный внедорожный пикап?
Факт 3: Самодельные маршрутки и их последствия
«Газель» начала перевозить пассажиров не сразу: заводские микроавтобусы ГАЗ-3221 (8 мест) и ГАЗ-32213 (13 мест) появились только в 1996 году. Однако предприимчивые перевозчики быстро сообразили, что можно дешевле и быстрее создать пассажирскую версию самостоятельно. Уже с 1994 года, сразу после старта выпуска грузовиков, мелкие производители и мастерские стали наваривать на шасси ГАЗ-3302 самодельные кузова со стальным каркасом.
Шасси бортового грузовика стало основой для множества кустарных микроавтобусов.
С появлением заводских «газелей»-микроавтобусов большинство кустарей ушли с рынка. Но на Украине, где требования к сертификации были мягче, продолжили строить многоместные версии, часто перегружая шасси.
Пример кустарной переделки: большие окна и нестандартный профиль кузова.
Другим распространённым способом было кустарное переоборудование серийных фургонов в маршрутки: в боковых стенках вырезались окна, внутри ставились сиденья от старых автобусов. Со временем некоторые фирмы даже получали сертификаты на такие переделки, размещая в салоне 14-16 пассажиров вместо положенных 13. Это приводило к тесноте, дискомфорту и, что хуже всего, к росту аварийности. Репутация «Газели» сильно пострадала, хотя вины завода в этом не было. Властям пришлось запретить подобные переделки и обязать перевозчиков использовать только сертифицированные заводские микроавтобусы, которые для отличия красили в жёлтый цвет.
ГАЗ-2705 «Кабриолет»: «Газель» с открытым верхом
Что общего у микроавтобуса и кабриолета? Отсутствие крыши и платформа «Газели»! Первые два кабриолета были построены в Нижнем Новгороде в 1995 году для экскурсий высоких гостей по территории завода. В 2004 году появилась третья машина на базе обновлённой модели. А в 2005 году на автосалоне представили девятиместный туристический микроавтобус-кабриолет для парадов, встреч делегаций и праздничных мероприятий.
«Пилообразная» «Газель»-кабриолет даже получила специальный приз за оригинальность на автосалоне.
Эпоха «Газель-Бизнес»: новые необычные роли
После модернизации и появления семейства «Газель-Бизнес» автомобиль обрёл второе дыхание. Он не только пережил кризис 2008 года, но и освоил новые, порой неожиданные профессии. Среди них — бронированные инкассаторские автомобили, мобильные дома (кемперы) и микроавтобусы для перевозки VIP-персон со скрытым бронированием. А сторонние умельцы и вовсе скрестили «Газель» с трактором, создав уникальный вездеход. За три десятилетия наша «антилопа» побывала в самых разных ипостасях, доказав свою невероятную универсальность и живучесть.
источник
Автомобили История автомобилей Технологии Газель Модификация Изобретение Длинная статья 7Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От фуры до кабриолета: вспоминаем самые необычные модификации и интересные факты про Газель.

