Эволюция цен на бензин в России: от 7 до 46 рублей за 20 лет

Добро пожаловать на страницы, посвящённые автомобильной тематике!

Недавняя остановка на заправке вызвала волну воспоминаний о временах, когда отец заправлял свою машину бензином по 7 рублей за литр и считал это дорого. Он всегда искал, где можно купить топливо дешевле. Сегодня же литр бензина стоит около 46 рублей. Разница действительно колоссальная и заставляет задуматься.

Давайте вместе проследим, как менялась стоимость топлива в России с 2000 по 2020 год, а в конце подведём итоги этих двух десятилетий.

Динамика цен: от скачков к системному росту

Цены на автомобильное топливо в современной России демонстрировали устойчивую тенденцию к росту. Интересно, что даже падение мировых цен на нефть далеко не всегда приводило к снижению стоимости бензина для конечного потребителя.

В начале 2000 года средняя цена составляла те самые 7 рублей за литр. В первой половине года рост был минимальным — около 2%, однако осенью из-за резкого скачка цен на нефть на мировом рынке бензин подорожал на беспрецедентные 27%. Этому также способствовало отсутствие ограничений на экспорт нефтепродуктов. К концу года цены немного стабилизировались, а в 2001 году на АЗС был введён акциз на бензин. В течение 2001-2002 годов Россия соблюдала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, что на полтора года заморозило цены на топливо — редкий период стабильности. После выхода из соглашения в мае 2002 года цена взлетела на 15%.

Меры регулирования и их эффективность

Летом 2004 года очередной скачок цен в Европе спровоцировал рост и в России. Нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать сырьё, чем перерабатывать его для внутреннего рынка. В ответ власти повысили экспортные пошлины. В 2005 году, после очередного роста цен на 4%, правительство вновь увеличило пошлины и ввело временный запрет на повышение розничных цен.

Этот запрет был снят в 2006 году, что привело к росту на 4% за первое полугодие. В 2007 году бензин подорожал ещё на 2.8%. Тогда же антимонопольная служба получила расширенные полномочия для контроля за ценообразованием на топливном рынке согласно закону «О защите конкуренции». Конец 2007 — начало 2008 года ознаменовались ростом оптовых цен из-за остановки на ремонт девяти нефтеперерабатывающих заводов, что привело к подорожанию бензина на 7% за первые четыре месяца 2008 года.

Периоды спадов и новые витки роста

Когда правительство резко увеличило экспортные пошлины на нефть, это привело к неожиданному результату — снижению цен на бензин на 25% в период с августа 2008 по июнь 2009 года. Однако уже к осени 2009 года из-за роста мировых цен на нефть стоимость топлива выросла на 9%. Тренд на повышение продолжился в 2010 году (ещё 4%), чему способствовало и увеличение акциза.

К ноябрю 2012 года произошло рекордное подорожание — почти на 50% относительно предыдущих значений. Цена за литр впервые превысила психологическую отметку в 30 рублей, сравнявшись со стоимостью поездки в московском метро. Рост продолжился и в 2014 году. После референдума в Крыму бензин подорожал в среднем на 9%, причём рост был зафиксирован в 37 регионах. Средняя цена по стране на АИ-92 составляла 33 рубля, на АИ-95 — 35 рублей за литр.

Структура цены и влияние внешних факторов

Как отмечал президент Российского топливного союза, цена на нефть напрямую влияет лишь на 7% от конечной стоимости литра бензина. Основную же долю (около 60%) составляют различные налоги и акцизы. Именно поэтому бензин дорожает даже тогда, когда для его удешевления, казалось бы, есть все предпосылки.

Падение цен на нефть в 2014 году практически не отразилось на стоимости топлива на АЗС. Власти компенсировали потери от ослабления рубля, повышая акцизы, а нефтяные компании закладывали эти увеличения в конечную цену. Таким образом, основное бремя ложилось на плечи потребителей.

Новые рубежи и итоги двадцатилетия

В 2017 году, несмотря на стабильные цены на нефть, стоимость АИ-95 впервые превысила 40 рублей за литр. В 2018 году цена подскочила со средних 41 до 44 рублей из-за роста нефтяных котировок на мировом рынке. Этот год также запомнился другими значимыми событиями: повышением пенсионного возраста, ростом НДС и введением новых налогов для нефтеперерабатывающих заводов, которые стали покупать сырьё по ценам, близким к экспортным. Все эти меры подстёгивали инфляцию и рост цен.

С января по апрель 2020 года розничные цены на бензин выросли на 0.2%, на дизель — на 0.19%, при общей инфляции в 0.9% (данные ФАС).

Подводя итоги, можно констатировать, что цена литра топлива более чем на 60% состоит из налоговой нагрузки, в то время как доля самой нефти составляет лишь около 7%. Эта структура предопределяет постоянный рост стоимости бензина и дизельного топлива, что, в свою очередь, ведёт к удорожанию логистики и, как следствие, росту цен на продовольствие и другие товары.

Информация подготовлена на основе данных с сайта Autonews.ru

Если материал был вам интересен, поддержите автора лайком и поделитесь мнением в комментариях.

Всем автомобилистам — счастливой дороги! Ни гвоздя, ни жезла!