Пригнали тут недавно к нам для хозработы на перегоне с путевой машиной струг "двойную машку" дизель старше машиниста, как поётся в одной малоизвестной песне, посвященной работе локомотивной бригады. На ней стоит ещё, родной двухтактный 12-цилиндровый типа 14Д40, экипажная часть с челлюстными тележками. Чумазенькая внутри вся такая, только снаружи выкрашена на одном из последних видов ремонта для эстетического вида в унылые корпоративные серо-красные цвета ОАО "РЖД".
Двухсекционный тепловоз серии 2М62 с путевой машиной струг. Ещё не так давно эти машины выполняли магистральную грузовую работу на линии, а теперь, уступив место более современным и мощным сериям тепловозов, продолжают трудиться с хозяйственными поездами, потихоньку доживая свой век. Фото: Алексей АлексеевЗаезжаем в депо, сдаём тепловоз под конец смены, крепим тормозными башмаками, затягиваем ручной тормоз. Залезает к нам дежурный по депо, прожжённый такой бывалый машинист, уже несколько лет как на пенсии, пол жизни своей в поездах отъездил, и со всей серьёзностью спрашивает нас:
- Так-так, "машка" с родными ещё дизелями. А вы масло из ресиверов сегодня сливали?
Я конечно же знал, что это обязательную процедуру нужно делать каждый раз, но решил здесь пошутить. Сделал недоумённый вид и тут же ответил вопросом на вопрос:
- А зачем?
- Как зачем?! Вы что?! Взорваться на нём что ли хотите!!!
Закричал на меня с помощником дежурный, совсем не понимая, что я решил просто подразнить его.
- Володя, ты же опытный помощник! А ну-ка давай-ка иди быстро в дизельное сливай нахрен масло из ресиверов и машинисту своему покажи как это делается, иначе тогда не приму у вас тепловоз вообще!
Сделал замечание дежурный моему помощнику. Делать конечно же это нужно и мы в итоге пошли выполнять эту "грязную" работу. И вот сейчас я вам дальше поясню, почему это так важно на самом деле (хотя и не только на двухтактных дизелях, на четырехтактных тоже, но те не такие "сопливые") и как масло в итоге скапливается в ресиверах.
Старый добрый двухтактный дизельный двигатель типа 14Д40, установленный на тепловозе 2М62. Фото: Алексей АлексеевДело в том, что особенность воздухоснабжения цилиндров дизеля 14Д40 состоит в том, что он имеет две ступени.
Обратите внимание: На УАЗ будет ставится новый турбодизель из Минска.
Первая ступень воздухоснабжения состоит из двух, работающих параллельно, центробежных турбокомпрессоров, воздух в которые поступает через маслоплёночные фильтры с правой и левой стороны тепловоза.Фото: Алексей АлексеевДалее из компрессоров воздух направляется в нагнетатель объёмного типа (вторая ступень), который нагнетает его в цилиндры дизеля через ресиверы и продувочные окна втулок цилиндров под давлением порядка 1,2 кгс/см².
Общий вид двухтактного 12-ти цилиндрового дизеля типа 14Д40Чтобы предотвратить скопление масла в ресиверах наддувочного воздуха и возможное воспламенение паров масла, на дизеле установлена система удаления масла из ресиверов. Взорваться то на тепловозе, если вовремя не удалять масло из ресиверов, маловероятно (хотя и такое возможно), а вот загореться можно запросто. Поэтому его нужно непременно удалять из ресиверов.
Устройство двухтактного 12-ти цилиндрового дизеля типа 14Д40Во время работы дизеля масло из ресиверов по трубкам непрерывно сливается в поддоны рамы (ёмкость-накопитель для сбора масла), расположенные с обеих сторон дизеля. Для контроля за работой этой системы на раме имеются специальные штуцера, в головочной части которых просверлены сквозные отверстия. Во время работы дизеля из контрольных отверстий дует воздух. Течь масла из контрольных отверстий свидетельствует о переполнении ёмкостей. Для слива масла из ёмкостей на поддизельной раме установлены маховичковые вентили по одному с каждой стороны.
Фото: Алексей АлексеевУвеличенный слив масла из надувочного ресивера может свидетельствовать также о неисправности блока цилиндров дизеля по причине возможной трещины сварного шва масляного сайта.
Клапанные крышки блока цилиндров дизеля 14Д40 на тепловозе 2М62. Фото: Алексей АлексеевВот ещё почему так важно контролировать и регулярно производить слив масла из ресиверов. Причём делать это нужно в депо в специально отведённых для этого местах, предварительно подставив снаружи для сбора масла какую-нибудь ёмкость, чтобы не замазучивать пути.
На ПТОЛ в локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей АлексеевНекоторые локомотивные бригады, чтобы не тратить на это своё время при сдаче в депо, делают это на ходу где-нибудь перед конечной станцией, загрязняя тем самым пути, а также экипажную часть тепловоза.
Замазученная экипажная часть тепловоза 2М62 по причине слива масла из ресиверов на ходу. Фото: Алексей АлексеевНа железных дорогах есть места, где замазученный путь буквально лоснится от слитого из ресиверов масла на подходе к какой-нибудь крупной станции, где регулярно происходит смена локомотивных бригад. Но хуже всего, когда одна локомотивная бригада вообще ленится это делать, надеясь, что масло удалит из ресиверов потом кто-нибудь другой. Затем приходит следующая локомотивная бригада и думает к сожалению точно также, надеясь и дальше на своих коллег, которым они сдадут тепловоз или слесарей в депо, пока однажды, надежда на русский авось, не приведёт к большой беде...
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Зачем нужно сливать масло из ресиверов тепловозных дизелей и что будет, если это вовремя не сделать?.