В истории советского машиностроения было создано множество уникальных образцов техники, особенно в классе вездеходов. Эти транспортные средства разрабатывались для нужд армии, авиации и специальных служб. В 1960-е годы конструкторское бюро под руководством Виталия Грачёва представило серию трёхосных плавающих машин, которые на тот момент не имели аналогов в мире.
Основной задачей новой техники был поиск и эвакуация экипажей космических кораблей, совершивших посадку в труднодоступных районах. Непосредственным импульсом к началу разработок стала аварийная ситуация с экипажем корабля «Восход-2» в 1965 году. У космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова произошёл отказ системы ориентации во время полёта.
Спуск с орбиты пришлось выполнять вручную, в результате капсула приземлилась в глухой тайге Пермского края. Космонавтам потребовалось двое суток, чтобы на самодельных лыжах добраться до места, откуда их смогли эвакуировать спасатели.
Рождение «Синей Птицы»
Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, главный конструктор советской космической программы Сергей Королёв поставил задачу перед специалистами завода ЗиЛ: создать машину, способную добраться до космонавтов в любой точке планеты — будь то тайга, болото или водная преграда. Так началась история уникального поисково-спасательного комплекса ЗиЛ-4906 и 49061, получившего поэтичное название «Синяя Птица».
Конструкция и особенности
Новый вездеход ЗиЛ-4906 стал настоящим прорывом для своего времени. Его кузов изготавливался из стеклопластика, что позволило значительно снизить общую массу машины без потери прочности. Индекс 4906 указывал на принадлежность к специальной технике.
Параллельно с базовой грузовой версией разрабатывался и пассажирский вариант под индексом 49061, предназначенный для транспортировки экипажа и спасённых космонавтов. Обе машины комплекса «Синяя Птица» оснащались 6-литровым бензиновым двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 лошадиных сил. Двигатели собирались вручную с применением самых качественных и надёжных комплектующих, что гарантировало их бесперебойную работу в экстремальных условиях.
Служба и наследие
С 1981 года комплекс «Синяя Птица» официально поступил на службу в Единую государственную авиационно-поисково-спасательную службу (ЕГАПСС). Позднее эти уникальные амфибии нашли применение не только в космической программе, но и в других структурах, таких как Центральный аэромобильный отряд «Спас», МЧС, а также для обслуживания магистральных нефтепроводов в труднопроходимой местности.
Подписывайтесь, впереди много интересного!
#зил #синяяптица #вездеход #ссср #zil #зил4906 #вездеходы #авто #внедорожник #зил49061
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Российская амфибия спасатель космонавтов ЗиЛ-4906 и 49061 «Синяя Птица».


