После установки комплекта ГРМ от компании «Прогресс» радость быстро сменилась раздражением: двигатель начал издавать неприятные ритмичные стуки и щелчки сразу после холодного запуска. Основными подозреваемыми стали:
Подозреваемые в шуме
1. Гидронатяжители из комплекта «Прогресс».
2. Гидрокомпенсаторы (их разберем отдельно в следующий раз).
Важно понимать, что главная причина обрыва цепей на цепных двигателях — не башмаки, звезды или вкладыши, а именно гидронатяжитель. Качество остальных компонентов, конечно, влияет на ресурс, но чаще всего цепь рвется из-за неисправности этого узла.
Как работает гидронатяжитель и почему он важен
Гидронатяжитель — это, по сути, гидравлический демпфер. Он состоит из корпуса и подпружиненного штока (плунжера). Устанавливается в блок двигателя так, чтобы его пята упиралась в башмак или звездочку цепи ГРМ. Его задача — быстро гасить вредные колебания цепи, которые возникают из-за вибраций двигателя, ударов подвески, движения в поворотах и взаимодействия звеньев со звездами.
Постоянный контакт обеспечивает пружина, но она не может быстро гасить колебания и даже может входить в резонанс с цепью. Поэтому основную работу выполняет моторное масло — практически несжимаемая, но текучая жидкость. При работающем двигателе масло через обратный клапан заполняет пространство между корпусом и плунжером, работая как амортизатор и препятствуя обратному ходу плунжера. Излишки масла стравливаются через зазор, что обеспечивает плавную работу без рывков.
Проблема холодного пуска и роль стопорного кольца
Когда двигатель заглушен, масло постепенно вытекает. Сразу после запуска, пока гидронатяжитель не заполнился, демпфером служит только пружина, которая плохо справляется с этой ролью. Цепь может бить по башмаку, чрезмерно утапливая плунжер.
Для компенсации этого на плунжере установлено стопорное кольцо, а на корпусе есть канавки. При движении плунжера кольцо фиксируется в канавке, не давая ему отойти назад. Это удерживает амплитуду колебаний цепи в допустимых пределах, пока двигатель прогревается и гидронатяжитель наполняется маслом.
Схема привода ГРМ ЗМЗ 406-409:
Рабочий ход плунжера также компенсирует естественное вытягивание цепи от износа. Правильно рассчитанные усилие пружины, давление масла и зазоры обеспечивают постоянное оптимальное натяжение.
Причины выхода из строя и обрыва цепи
Рассмотрим типичные неисправности гидронатяжителя, которые приводят к проблемам:
1. Засорение обратного клапана: Скорость наполнения маслом падает, обратный ход ограничен только кольцом и пружиной. Результат — ускоренный износ цепи, особенно под нагрузкой.
2. Поломка пружины плунжера: Приводит к медленному движению или заклиниванию плунжера.
3. Поломка стопорного кольца или засорение канавок: Вызывает избыточный обратный ход или заклинивание.
4. Производственный брак (очень распространен): Неточное изготовление деталей, неподходящая пружина, бракованный клапан. Все это нарушает баланс наполнения и расхода масла.
Когда гидронатяжитель не работает, амплитуда колебаний цепи растет, она быстро вытягивается и в итоге один из ее элементов попадает на зуб звезды — происходит обрыв.
Обратите внимание: ТОП-5 неубиваемых автомобилей. Почему их стоит взять. Самые надежные автомобили..
Почему осевые перемещения — не главная проблема
Многие ошибочно концентрируются на борьбе с осевым люфтом валов. Однако этот зазор штатно компенсируется конструкцией цепи. Кроме того, цепь имеет собственную массу и инерцию, вызывающую осевые перемещения при разгоне и торможении. Крупные автопроизводители (Nissan, BMW) не ставят демпферы осевых перемещений, что говорит либо об их ненужности, либо о меньшем вреде по сравнению с колебаниями в перпендикулярной плоскости. Гораздо важнее правильное натяжение.
Необходимость демпфера и критика альтернатив
Демпфер в приводе ГРМ необходим для гашения колебаний, которые невозможно уравновесить. Предложения заменить гидронатяжитель на конструкцию с мебельным болтом вызывают лишь улыбку — это просто жесткий успокоитель, который не демпфирует, не компенсирует температурное расширение и износ цепи.
Чуть лучше механические натяжители (ИСАИ, Бон, Пилот), но и у них есть проблемы:
1. Слишком сильная пружина — постоянный перетяг, который приводит к прорезанию башмаков и обрыву.
2. Слишком слабая пружина — недотяг, повышенные колебания и износ.
3. Отсутствие полноценного демпфирующего элемента в постоянном контакте.
По сути, это тоже успокоитель, лишь частично компенсирующий вытягивание.
Таким образом, оптимальным решением остается качественный гидронатяжитель.
Опыт установки гидронатяжителей Ina
Из-за проблем с натяжителями «Прогресс» по совету был приобретен комплект Ina (арт. 40904-1006109-00) с адаптером. Такие сейчас ставят на «Профи» и новые «Патриоты», и они продаются в оригинальной упаковке ЗМЗ.
Сам натяжитель импортный, сделан очень добротно. Адаптер — отечественный, что заметно по грубоватой обработке.
После установки натяжители заработали бесшумно с первого запуска, что было разительным контрастом по сравнению с грохотом от предыдущего комплекта. На момент продажи автомобиль с этими натяжителями проехал около 50 тысяч километров без нареканий.
Интересно, что на моторах ЗМЗ Pro завод вернулся к двухрядным цепям и натяжителям Ina. Новый «Патриот» с таким приводом за 41 тысячу км пробега также не показал проблем с ГРМ.
Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor
Rutube (видосики): https://rutube.ru/channel/23968383/
Этот пост был ранее опубликован на Драйв2. Резервное копирование выполнено в связи с недружественными действиями Империи лжи и Империи ржи.
#уаз #авто #грм #путешествия #ремонт
#внедорожники #ina
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Гидронатяжители Ina для змз 409. Почему рвет цепи.
