Трофейный раритет: как уникальный BMW 328 Mille Miglia Bügelfalte покорил гонки, нацистскую верхушку и советскую элиту

Вопреки распространенному мнению, советская автомобильная история знала не только продукцию отечественного автопрома. На дорогах СССР изредка появлялись настоящие иномарки, которые становились символами статуса и роскоши для партийной элиты и деятелей культуры. Одной из самых ярких и легендарных таких машин был эксклюзивный спортивный автомобиль — BMW 328 Mille Miglia Bügelfalte, чья судьба тесно переплелась с историей XX века.

Рождение легенды на гоночных трассах

В 1930-е годы европейские автогонки стали не просто соревнованием, а настоящим полигоном для испытания инновационных технологий. Немецкий концерн BMW блестяще доказал это, представив в 1936 году модель 328 Sports Coupe. Три первых экземпляра были созданы специально для гонок на Нюрбургринге и сразу показали выдающийся потенциал.

Позже, для знаменитой итальянской гонки на выносливость Mille Miglia, были построены пять особых модификаций — BMW 328 MM. Их конструкция была революционной: легкая трубчатая рама и алюминиевый кузов без дверей, что позволило снизить вес до рекордных 830 кг. Эти автомобили стали эталоном для своего времени.

Интересно, что большинство кузовов для этих машин создавали не в Германии, а в Италии. Три автомобиля были кабриолетами, а два — закрытыми аэродинамическими купе. Лишь один купе был изготовлен непосредственно в Мюнхене, остальные — в знаменитом миланском ателье Carrozzeria Touring, что добавляло машинам итальянского шарма и изящества.

Техническое превосходство и успехи

BMW 328 по праву считается одним из самых успешных спортивных автомобилей в истории баварского бренда. До начала Второй мировой войны эти машины одержали 141 победу в 172 соревнованиях — феноменальный результат. Сердцем автомобиля был рядный шестицилиндровый двигатель объемом 2.0 литра, который позволял развивать скорость до 150 км/ч.

Несмотря на высокую цену — около 7400 рейхсмарок (для сравнения, Volkswagen Beetle стоил 990 марок) — спрос на BMW 328 был высоким. Всего с 1936 по 1939 год было выпущено 464 экземпляра, включая уникальные модели, созданные по спецзаказам для богатых клиентов и гоночных команд.

Особенный экземпляр: Bügelfalte

В 1939 году появилась особая версия — BMW 328 Bügelfalte, созданная специально для Mille Miglia. Ее отличительной чертой стали характерные поперечные ребра на крыльях, напоминавшие стрелки на брюках. За эту деталь автомобиль и получил свое название — «Bügelfalte» в переводе с немецкого означает «стрелка на брюках». Эта аэродинамическая особенность, наряду с доработанным двигателем, позволяла машине разгоняться до 250 км/ч. В 1940 году этот автомобиль с экипажем Ганса Венчера и Рудольфа Шольца финишировал шестым в гонке, доказав свою конкурентность.

От нацистского архитектора к советскому министру

Необычный спортивный кар привлек внимание Альберта Шпеера, личного архитектора Гитлера и рейхсминистра вооружений.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Bügelfalte стал жемчужиной его коллекции. Однако после войны Шпеер предстал перед Нюрнбергским трибуналом, а его автомобиль, как и многие другие трофеи, отправился в СССР.

Уже в 1946 году этот раритетный BMW оказался у Анастаса Микояна, влиятельного советского министра внешней торговли. Сам Микоян не был любителем быстрой езды, поэтому передал машину своему сыну — летчику-испытателю Алексею Микояну. Для него спортивный автомобиль стал источником настоящей страсти, и он часто рассекал на нем по Москве.

Кремлевская легенда и гнев Сталина

В семье Микоянов сохранилась забавная, хотя и пугающая история. BMW 328 Bügelfalte был оснащен тремя карбюраторами Solex и не имел глушителя, из-за чего ревел невероятно громко. Алексей Микоян попытался решить проблему в московском автосервисе, но подходящей детали не нашлось. Однажды, проезжая на ревущем автомобиле через Кремль, он якобы разбудил самого Иосифа Сталина.

Разгневанный вождь приказал найти и наказать виновного. В результате директора гаража отправили на строительство Волго-Донского канала. Испугавшись последствий, Микоян-младший поспешил избавиться от опасного трофея.

Жизнь в СССР: от гонок до коллекции

Новым владельцем BMW стал молодой автогонщик Алексей Подкутов. Он мечтал раскрыть гоночный потенциал машины, но этому помешал указ 1948 года, запрещавший использовать иностранную технику в советских соревнованиях. В итоге Подкутову пришлось ограничиться лишь парадными выездами.

В конце 1970-х годов, к удивлению многих, Подкутов обменял уникальный Bügelfalte на подержанный ВАЗ-2101 («Копейку»). Новым хозяином раритета стал Гвидо Адамсон — рижский настройщик органов и коллекционер старинных автомобилей. В его руках BMW снова зажил полной жизнью, участвуя в слетах ретромашин и даже получив разрешение в 1990 году вернуться в Италию для участия в историческом ралли Mille Miglia.

После распада СССР Адамсон вывез автомобиль в Германию, где тот ненадолго стал экспонатом музея BMW в Мюнхене. В 2001 году коллекционер продал Bügelfalte на аукционе за 1 миллион евро. Новый владелец провел реставрацию, и в 2010 году автомобиль был перепродан уже за 5,6 миллионов долларов. Сегодня этот исторический раритет, чья стоимость оценивается более чем в 10 миллионов долларов, находится в частной коллекции в США, оставаясь живым свидетельством бурной истории XX века.

[Мой] Трафик Автомобиль Автомобиль Коммунальные Запчасти Водитель СССР Отечественный Автопром Хочу знать всё История автомобиля BMW Дебют Гоночный трофей Информативно Любопытство Инженер-разработчик Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Шик в СССР: история трофейного BMW 328 Mille Miglia.