Необычные модификации ГАЗ-13 «Чайка»: от кабриолетов до пожарных машин

Представительский седан ГАЗ-13 «Чайка» был не просто автомобилем, а настоящим символом эпохи, олицетворявшим мощь и статус советской номенклатуры. Однако за его строгим официальным обликом скрывается удивительная история редких и порой причудливых модификаций, выходивших далеко за рамки заводского конвейера.

Заводские версии: седаны, лимузины и кабриолеты

С 1959 по 1981 год с конвейера Горьковского автозавода сошло 3179 автомобилей «Чайка». Основную массу составляли седаны без перегородки между сиденьями. Значительно реже встречался лимузин ГАЗ-13А, который, как считается, часто выпускался по заказу Министерства обороны. Особой экзотикой были кабриолеты ГАЗ-13Б, оснащенные электрогидравлическим механизмом для автоматического складывания мягкого верха. Эти машины использовались для парадов и торжественных встреч высоких гостей в столицах союзных республик.

Предсерийный двухцветный ГАЗ-13 «Чайка» на ВДНХ. Двухцветная окраска в серийное производство не пошла.

Заводской кабриолет ГАЗ-13Б с автоматическим складывающимся верхом.

Специальные заказы: санитарки, катафалки и кинематографические платформы

Помимо основных модификаций, существовали уникальные машины, созданные по спецзаказам. Например, для высшего руководства страны на Рижском заводе Королевских ВВС выпускалась санитарная версия ГАЗ-13С на базе универсала. Всего таких машин было сделано около двух десятков. Два из этих автомобилей были впоследствии переоборудованы в катафалки для перевозки саркофага с телом Хо Ши Мина во Вьетнаме, причем их оснастили японскими кондиционерами.

Санитарная «Чайка» ГАЗ-13С производства Рижского завода Королевских ВВС.

Еще одной редкой модификацией были автомобили ОСАД, переделанные на черниговском предприятии Министерства культуры. Их превращали в минивэны и пикапы, а также оснащали большой площадкой перед радиаторной решеткой для операторов кинохроники, ценивших плавный ход «Чайки».

«Чайка» ОСАД-3 производства Чернигова — пример нестандартной переделки для нужд кинематографа.

Пожарные командирские машины и загадочные гибриды

Одной из самых неожиданных ролей «Чайки» стала служба в пожарных частях. Красные ГАЗ-13 использовались в Москве, Ленинграде и других крупных городах в качестве быстроходных командных пунктов, способных доставить к месту пожара пятерых полностью экипированных бойцов.

Московская пожарная «Чайка» — боевая машина дежурного.

История знает и вовсе загадочные экземпляры, такие как гибрид, прозванный «ослобыком». Это был автомобиль со средней частью от ГАЗ-13 и задней частью от его предшественника, ГАЗ-12 ЗИМ. Существует версия, что такие машины собирали на оборонных предприятиях из аварийных частей для лиц, не имевших формального права на «Чайку», но желавших подчеркнуть свой статус.

«Ослобык» — загадочный гибрид из частей ГАЗ-13 и ГАЗ-12 ЗИМ.

Еще один пример гибридной «Чайки».

«Чайки» за рубежом: немецкие парадные фургоны и венгерский троллейбус

Уникальные переделки «Чайки» появлялись и за пределами СССР, в странах соцлагеря. В Восточной Германии, например, было построено четыре парадных автомобиля, представлявших собой нечто среднее между фургоном и пикапом с высокими бортами. Также там выпустили несколько универсалов и даже специальный гигиенический автомобиль для высшего руководства.

Парадная «Чайка» производства ГДР.

Гигиенический автомобиль на базе «Чайки» из ГДР.

В Венгрии же на базе дизельного грузовика создали троллейбус с кузовом от «Чайки» для перевозки высокопоставленных железнодорожных чиновников, повторив советский опыт подобных переделок на базе ЗИМа.

Венгерский служебный троллейбус с кузовом от «Чайки».

источник

Автомобильная техника Изобретение Запчасти для двигателя Модификация История автомобиля Советский Союз Сделано в Советском Союзе Хотите знать все о ретро-автомобилях Газ-13 Чайка Нагаока 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13.