Современный авторынок столкнулся с тревожной тенденцией — количество угонов автомобилей неуклонно растёт. Основными причинами эксперты называют высокие цены на машины и запчасти, задержки в поставках комплектующих, а также общее увеличение автопарка в стране. В фокусе угонщиков теперь не только дорогие иномарки, но и доступные модели, которые пользуются спросом как для разбора на запчасти, так и для перепродажи целиком.
После пандемии страховые компании отмечают сдвиг в предпочтениях преступников. Если раньше воровали в основном ради дорогих деталей, то сейчас картина изменилась. Из-за подорожания и дефицита запчастей, а также роста стоимости самих автомобилей, угон стал выгодным бизнесом даже для не самых дорогих моделей. Особенно популярны у злоумышленников стали доступные иномарки корейского и японского производства.
Какие автомобили угоняют чаще всего?
По данным страховых компаний, в период с марта по август 2020 года сформировался чёткий рейтинг угоняемости. Лидерами стали две модели Toyota — кроссовер RAV4 и седан Camry, частота краж которых выросла на 8% и 6% соответственно. Вслед за ними идут Hyundai Solaris, Hyundai Tucson и Kia Sportage. Также в топ-10 вошли Kia Rio, Hyundai Creta, Kia Ceed, Kia Sorento и Lexus RX300.
Эксперты объясняют, что во время пика пандемии и карантина активность угонщиков снизилась — люди меньше ездили, многие уехали за город. Однако с возвращением к обычной жизни преступники активизировались вновь. Прогнозируется, что в ближайшее время количество угонов может полностью вернуться к докризисным показателям, следуя за восстановлением экономики и активностью на рынке.
Статистика подтверждает прямую связь между количеством угонов и ситуацией на первичном и вторичном рынках автомобилей. Рост продаж, увеличение курса валют и стоимости запчастей создают благоприятную почву для криминальной активности.
Проблема с запчастями и растущий спрос
Одной из ключевых причин популярности конкретных марок у угонщиков стали задержки с поставками запчастей, вызванные пандемией. Это привело к росту их стоимости и дефициту, сделав угон и разбор машин экономически выгодным. Страховщики отмечают, что в фокусе по-прежнему находятся Toyota, Kia, Lexus, Hyundai и BMW.
Эксперты подчёркивают, что лидерство Lada, Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Camry и RAV4 в рейтингах угонов объясняется не только их массовостью, но и относительной слабостью штатных охранных систем. При этом намечается новый тренд — растущий интерес к автомобилям китайских марок. По мере увеличения их доли на российском рынке, они будут становиться всё более привлекательной мишенью для преступников.
В Toyota признают высокий спрос на свои машины у угонщиков, связывая это с их ликвидностью на вторичном рынке и огромным парком. Компания заявляет о постоянной работе над системами безопасности, включая иммобилайзеры, датчики, сирены и уникальные противоугонные идентификаторы T-Марк и L-Марк, которые призваны лишить кражу экономического смысла. По их данным, такие меры уже дают результат, например, для модели Lexus ES.
Осенние риски и защита автомобиля
Владельцам автомобилей, особенно находящихся в группе риска (корейские, японские и растущие в популярности китайские марки), эксперты советуют серьёзно подготовиться к осени. Если защита ограничивается только штатной сигнализацией, её необходимо усилить.
Минимальный рекомендуемый комплект для защиты включает дополнительный иммобилайзер с цифровой блокировкой двигателя и механический замок капота. Это особенно актуально для машин, которые остаются на неохраняемых парковках у дома в ночное время — именно такие места сейчас стали основными точками риска, сменив парковки у торговых центров.
Спрос на противоугонные системы в России значительно вырос. По данным «Авито Авто», интерес к иммобилайзерам увеличился на 106%, к спутниковым системам — на 54%, а к автосигнализациям — на 49%. Этот рост связан не только с общей тревожностью, но и с отложенным спросом на автомобили, а также с подорожанием охранного оборудования из-за роста курса валют.
Специалисты рекомендуют для машин в высокой группе риска, оставляемых на неохраняемых ночных парковках, устанавливать комплексную защиту: телематические охранные системы, спутниковые маяки, дверные блокираторы и системы вторичной авторизации. Главный вывод — в текущих экономических условиях угон становится всё более выгодным для преступников, а значит, инвестиции в надёжную защиту автомобиля становятся не просто рекомендацией, а необходимостью.