ЛАЗ-697 «Турист»: история, особенности и эволюция первого серийного комфортабельного автобуса из Львова

В линейке автобусов Львовского автобусного завода модель 697 «Турист» заняла особое место как первый серийный комфортабельный автобус среднего класса. Его основным предназначением стали короткие междугородние маршруты, городские экскурсии и экспресс-перевозки. В статье рассказывается об истории создания, ключевых особенностях и модификациях этой легендарной машины.

На фото представлен третий прототип ЛАЗ-697 «Турист», который и был запущен в серийное производство. Выше можно увидеть изображения двух его предшественников. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

Модель «Турист» стала логическим развитием и улучшением базовой модели ЛАЗ-695, с которой она была максимально унифицирована. В разработке принимали участие специалисты Научного автомоторного института (НАМИ). Первый опытный образец был собран в 1958 году. Уже через год, на втором прототипе, появился характерный заборник-козырёк над лобовым стеклом для подачи воздуха в систему вентиляции.

Окончательный, третий вариант автобуса был создан в конце 1959 года и в этом же году запущен в серию. До 1963 года было выпущено 107 экземпляров. Развитие модели шло эволюционным путём: новшества сначала опробовались на старых модификациях, а затем, после доработки, воплощались в новых индексах, поступавших на конвейер.

7 ключевых особенностей ЛАЗ-697 «Турист»

  • Распашная дверь, лишённая механического привода, открывалась и закрывалась вручную.
  • Огромный раздвижной люк в крыше создавал у пассажиров ощущение открытого пространства и близости к природе.

Впервые в СССР автобус получил просторное багажное отделение под полом. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

  • Для размещения багажа по бортам кузова были предусмотрены специальные ниши, доступ к которым обеспечивали подъёмные панели.
  • Салон отличался улучшенной отделкой, системой принудительной вентиляции и отоплением от калорифера.

Большой люк в крыше был визитной карточкой не только ЛАЗ-697, но и экспериментального ЛАЗ-698 «Карпаты». Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

  • В салоне размещались 33 комфортабельных пассажирских кресла с раздельными спинками, подголовниками и регулировкой. В некоторых партиях добавлялось 34-е, поворотное кресло для экскурсовода.
  • Каждое пассажирское место было оборудовано индивидуальной подсветкой, пепельницей, а также кармашками для хранения прессы.

Кресла, напоминавшие самолётные, с регулируемой спинкой и подголовником, обеспечивали высокий комфорт даже в длительных поездках. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

Автобус также оснащался радиоприёмником, динамиками и микрофоном. Это позволяло транслировать музыку в салон, а экскурсоводу — комфортно доносить информацию до всех пассажиров.

Эволюция модели: 5 поколений «Туриста»

В 1960 году был создан экспериментальный автобус для дальних и международных маршрутов — ЛАЗ-698 «Карпаты». Он получил буфет, туалет и другие элементы повышенного комфорта. Среди технических новинок — пневмоподвеска, автоматическая трансмиссия и пневмоусилитель руля. Был построен и второй экземпляр со ступенчатой крышей. Однако в серию эти передовые модели так и не пошли.

Экспериментальный ЛАЗ-698 «Карпаты» создавался специально для международных перевозок. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

ЛАЗ-697Е (1961-1970)

В 1961 году на автобус начали устанавливать двигатели ЗИЛ-130Я2, что отразилось в индексе добавлением буквы «Е». Серийный выпуск начался в 1963 году. В 1964 году изменился внешний вид: появились круглые арки колёс, исчезли декоративные молдинги и сдвижной люк в крыше.

Обратите внимание: Микроавтобус Fiat Ducato.

Всего с 1961 по 1970 год было выпущено 3351 автобус этой модификации.

ЛАЗ-697Е «Турист» стал вторым поколением комфортабельных львовских автобусов. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

ЛАЗ-697М (1968-1974)

Модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск начался в 1970. Кузов лишился окон в крыше, зато боковые и задние окна увеличились в размерах. Автобус получил модернизированный двигатель, раздельные тормозные контуры для передней и задней осей. Воздух для двигателя теперь забирался через щели под задними окнами. Были увеличены площади тормозных колодок и появился гидроусилитель руля. Всего выпущено 7146 автобусов.

ЛАЗ-697М «Турист» представлял собой третье поколение модели. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

ЛАЗ-697Н (1975-1978)

Модель 697Н была создана в 1970 году. Она отличалась более высокими лобовыми стёклами и новым оформлением передней части. Воздухозаборники переместились в задние стойки кузова. Установка венгерского моста «Раба» позволила увеличить максимальную скорость до 85 км/ч. В 1978 году выпустили партию с повышенной комфортностью: появилась вторая дверь, приточная вентиляция с верхним забором воздуха, боковые стёкла без форточек, новый передок с прямоугольными фарами. Всего выпущено 10161 автобус.

ЛАЗ-697Н «Турист» ознаменовал собой четвёртое поколение комфортабельных автобусов ЛАЗ. Источник иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Pz6PUtcS41s

ЛАЗ-697Р (1978-1985)

На модификации 697Р заднюю дверь убрали, чтобы увеличить количество посадочных мест. Система вентиляции была заимствована у модели 699Р. Серийное производство началось в 1982 году, а в 1985 году собрали последние 28 экземпляров. Общий выпуск составил 10575 автобусов.

ЛАЗ-697Р завершил линейку «коротких» комфортабельных львовских автобусов, став её пятым поколением. Источник иллюстрации: https://nashi-avto.ru/ua/laz/697/р/лаз-697р.jpg

Постоянное совершенствование конструкции, основанное на передовых инженерных идеях, позволило ЛАЗу не только наращивать объёмы производства, но и стать крупнейшим автобусным заводом в Европе. Автобусы марки ЛАЗ по праву считались одними из лучших в Советском Союзе в те годы.

Источники информации: https://110km.ru/art/pochemu-sovetskiy-laz967m-byl-odnim-iz-samyh-sovremennyh-135879.html, https://m.youtube.com/watch?v=Pz6PUtcS41s, https://rasklad.net/modeli/avtobusy/ukraina/laz/697-turist/

Читайте также:

Вспомнил, как в детстве был пассажиром ЛАЗ-695Н. Оказывается, их выпускали с ярославскими дизелями в Украине и России

7 отличий ЛАЗ-965 от ЗИС-155, конструктивные новшества ЛАЗ-965Б и 7 особенностей «гагаринского» автобуса

Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему научились у венгров

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #автобусы

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Первый серийный комфортабельный львовский автобус. История создания, 7 особенностей и 5 поколений лаз-697.