82 года назад с конвейера сошел первый серийный ГАЗ-АА, автомобиль, который на десятилетия стал неотъемлемой частью советских дорог и символом целой эпохи. В честь этой памятной даты мы вспоминаем семь легендарных грузовиков, ставших гордостью отечественного автомобилестроения и внесших неоценимый вклад в развитие страны.
1. АМО-Ф-15: Первенец советского автопрома
История создания. Свою историю этот грузовик ведет с Московского автомобильного общества, основанного в 1916 году. Изначально завод собирал итальянские грузовики FIAT 15 Ter. После революции предприятие было национализировано и переориентировано на выпуск собственной модели — АМО-Ф-15, который по праву считается первым советским грузовиком. Хотя внешне он напоминал итальянский прототип, многие компоненты постепенно стали отечественными. В 1933 году полностью локализованная машина сменила имя на АМО-3, а ее конструкция легла в основу знаменитого впоследствии ЗИС-5.
Особенности. Машина создавалась на базе итальянского грузовика, и долгое время многие запчасти, такие как элементы электрооборудования Bosch и системы зажигания Scintilla, приходилось импортировать.
Интересный факт. Несмотря на европейские корни, эргономика оставляла желать лучшего. Водительское сиденье было смещено вправо и расположено слишком близко к рулю, что создавало неудобства. Кроме того, конструкция кабины не защищала от сквозняков, и в зимнее время ноги водителя сильно мерзли.
2. ГАЗ-АА: Легендарная «полуторка»
История создания. Первые «полуторки» сошли с конвейера Горьковского автозавода 1 января 1932 года. За основу был взят американский Ford AA, но советские инженеры внесли в конструкцию существенные изменения, адаптировав ее под местные условия. Уже с 1933 года производство полностью перешло на отечественные комплектующие. К 1949 году было выпущено более 820 тысяч экземпляров, что сделало ГАЗ-АА самым массовым грузовиком первой половины XX века в СССР.
Особенности. ГАЗ-АА был неприхотливой и выносливой машиной, способной работать на низкокачественном топливе. Несмотря на номинальную грузоподъемность в 1,5 тонны (отсюда и прозвище), в реалиях советских строек он часто перевозил гораздо больший вес.
Интересный факт. Слабым местом был стартер с аккумулятором, которые часто выходили из строя. Поэтому водители привыкли заводить двигатель вручную, с помощью «кривого стартера». Как ни парадоксально, это стало преимуществом в суровые зимние месяцы и в годы Великой Отечественной войны — машина заводилась в любые морозы, за что ее ценили даже выше некоторых трофейных автомобилей.
3. ГАЗ-52 и ГАЗ-53: Рабочие лошадки послевоенной эпохи
История создания. Прототип будущего ГАЗ-51 был создан еще в 1937 году, но война отсрочила его серийный выпуск. После Победы стране срочно требовались современные грузовики для восстановления народного хозяйства. Уже готовый проект пришелся как нельзя кстати. На его базе в 60-х годах появились модели ГАЗ-52 и ГАЗ-53 с узнаваемой общей кабиной. Эти машины стали настоящими «рабочими лошадками» и выпускались в различных модификациях вплоть до 1993 года.
Особенности. ГАЗ-52 мог перевозить до 2.5 тонн, а его более мощный собрат ГАЗ-53 — сначала 3, а затем и 4 тонны. Установленный восьмицилиндровый двигатель мощностью 115 л.с. позволял развивать скорость до 85 км/ч, что было отличным показателем для грузового автомобиля того времени.
4. ЗИЛ-130: Символ качества и прогресса
История создания. Легендарный ЗИЛ-130 был разработан как замена устаревшему ЗИЛ-164. Первый образец собрали в 1957 году, а последний сошел с конвейера в 1994-м. За эти десятилетия он стал визитной карточкой завода и безоговорочным лидером в классе капотных грузовиков. Качество машины было отмечено не только внутри страны (Государственный знак качества в 1971 году), но и на международном уровне — в 1963 году на Лейпцигской ярмарке модель получила золотую медаль.
Обратите внимание: JAC. От грузовиков к электрокарам.
Особенности. Созданию ЗИЛ-130 предшествовала колоссальная работа: было построено около 40 опытных образцов, протестировано около 70 двигателей и 100 коробок передач. Результатом стала передовая для своего времени машина. Она стала первым советским 6-тонным грузовиком, получила гидроусилитель руля и предпусковой подогреватель двигателя. V-образный восьмицилиндровый мотор мощностью 150 л.с. разгонял автомобиль до 90 км/ч.
5. МАЗ-500: Советский бескапотник
История создания. Появление МАЗ-500 в 60-х годах произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это был первый советский серийный бескапотный грузовик. Конструкторам Минского автозавода пришлось доказывать чиновникам необходимость размещения двигателя под кабиной. Их настойчивость оправдалась: такое решение улучшило обзорность, облегчило доступ к двигателю и позволило увеличить полезный объем кузова. Грузоподъемность по сравнению с капотным МАЗ-200 выросла с 4.2 до 7.5 тонн.
Особенности. МАЗ-500 был новаторским во многих отношениях. На нем устанавливался современный и относительно тихий дизельный двигатель ЯМЗ-236, что было прогрессом по сравнению с шумными двухтактными моторами. Автомобиль также получил гидроусилитель тормозов, телескопические амортизаторы и планетарные редукторы в задних мостах.
6. КамАЗ-5320: Флагман Камского автозавода
История создания. Камский автозавод с самого начала специализировался на выпуске современных бескапотных грузовиков. Первой моделью крупносерийного производства стал КамАЗ-5320, проектирование которого велось при участии специалистов ЗИЛ (изначально он носил индекс ЗИЛ-170). После долгих доводок и испытаний конвейер в Набережных Челнах заработал в 1976 году, а последние машины этой серии были выпущены в 2000-м.
Особенности. КамАЗ-5320 был оснащен по последнему слову техники. Среди инноваций — 5-ступенчатая коробка передач с делителем, пневмоусилитель руля (в дополнение к гидроусилителю), а также целых четыре независимые тормозные системы (рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная). Это делало его одним из самых безопасных и технологичных грузовиков своего времени.
7. БелАЗ-540: Гигант для карьеров
История создания. Разработка карьерного самосвала БелАЗ-540 в Жодино заняла всего год — промышленность остро нуждалась в замене устаревшей модели 525. Опытный образец появился в 1961 году, а в 1965-м, после доработок, гигант вышел на работу в карьеры. Машина быстро завоевала популярность не только в СССР, но и за рубежом, поставляясь в страны Восточной Европы, Китай и Аргентину.
Особенности. Для 60-х годов это был колосс: собственный вес — 21 тонна, грузоподъемность — 27 тонн. Несмотря на размеры, самосвал мог разгоняться до 55 км/ч благодаря мощному 12-цилиндровому V-образному дизельному двигателю в 360 л.с. Управлять таким гигантом водителю помогали гидромеханическая трансмиссия и рулевое управление с винтовым механизмом.
#авто #автоподбор #автообзор #автомашина #грузовик #7000дочитываний #подбор #рейтинг
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Топ 7 легендарных советских грузовиков.




