АвтоВАЗ начинает производство электромобилей, но с осторожностью и учётом российских реалий

Обсуждение будущего электромобилей в России на ВЭФ

В рамках Восточного экономического форума прошла сессия «Автопром: новый импульс», собравшая ключевых игроков отрасли. Среди участников были президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов и генеральный директор ПАО «Соллерс Авто» Николай Соболев. Дискуссию модерировал Андрей Томышев, партнёр «Группы компаний Б1», курирующий вопросы стратегии в автопроме.

Особый интерес вызвала позиция главы АвтоВАЗа Максима Соколова относительно электрификации транспорта в России.

Вопрос веры или технологической неизбежности?

Модератор Андрей Томышев, задавая вопрос, использовал формулировку о «вере в историю с электрическим транспортом». Однако, как справедливо отмечается, в технологическом прогрессе речь идёт не о вере, а о анализе глобальных трендов. Лидерство Китая, активное движение Индии, Европы и США в этом направлении свидетельствует: переход мирового автопрома на электротягу — это вопрос времени, а не субъективной веры. Разница лишь в скорости адаптации разных игроков.

Андрей Томышев

Позиция АвтоВАЗа: взвешенный скептицизм

Максим Соколов в своём выступлении подчеркнул, что дискуссия об электромобилях в России длится годами, напомнив о прошлых проектах вроде «Ё-мобиля» и выпущенной небольшой серии LADA Ellade. Он отметил, что у компании уже есть соответствующий опыт.

Максим Соколов - Президент, АО «АВТОВАЗ»

Ключевой тезис Соколова: климатическое и географическое разнообразие России не позволит переходу на электромобили произойти быстро и повсеместно. По его мнению, электрификация будет развиваться в первую очередь в крупных агломерациях — Московской, Петербургской, Приволжской, Южной. В качестве основного аргумента он привёл проблему снижения ёмкости аккумуляторов в зимних условиях (на 20-50%), особенно при использовании энергии на отопление салона, что критически сокращает суточный пробег.

При этом Соколов признал существование мирового тренда и необходимость следования ему, но с оглядкой на российские реалии. В его выступлении также прозвучали отсылки к газомоторному топливу как к альтернативе, что, по мнению автора статьи, может маскировать неготовность к глубоким технологическим переменам.

Критика аргументов: технологии не стоят на месте

Тезис о проблемах с аккумуляторами зимой, озвученный главой АвтоВАЗа, справедлив, но он описывает технологии прошлого. Современные электромобили ведущих производителей оснащаются сложными системами терморегуляции аккумуляторных блоков (жидкостными или даже иммерсионными), которые минимизируют потери ёмкости. Кроме того, статистика показывает, что большинство зарядок происходит ночью, когда автомобиль подключён к сети, и энергия для поддержания температуры батареи берётся не из неё, а из сети, что также решает проблему.

Конкретные планы: LADA e-Largus

Несмотря на скептические ноты, Максим Соколов анонсировал конкретный шаг — проект электрического LADA e-Largus на базе Ижевского завода. Он подчеркнул высокую степень локализации модели. Первые прототипы должны появиться в конце текущего года, а в следующем — опытная (или даже небольшая серийная) партия. Это свидетельствует о том, что АвтоВАЗ всё же начинает движение в русле общемирового тренда, хотя и с характерной для крупного производителя с историей осторожностью.

Некоторая неуверенность в формулировках («опытная партия», «может дойдёт до серии») объяснима: компания действует в условиях высокой неопределённости и несёт груз legacy-активов (производственных линий, модельного ряда с ДВС). В отличие от стартапов, начинавших с чистого листа, АвтоВАЗу требуется время и значительные инвестиции для трансформации.

Вывод: движение есть, но темпы пока невысоки

Резюмируя, можно сказать, что ведущий российский автопроизводитель признаёт неизбежность электрификации и делает первые практические шаги. Однако его подход отличается взвешенностью, а порой и излишней осторожностью, вызванной как объективными климатическими и инфраструктурными вызовами, так и субъективной сложностью перестройки крупного промышленного предприятия. Планы по выпуску LADA e-Largus — это начало пути, но до массового и конкурентоспособного производства электромобилей в России ещё далеко.

___________________________

Уважаемые читатели, следите за нашими новостями, не забывая кликнуть кнопку "Подписаться".

Также можете подписаться и на наш Телеграм-канал, и делиться ссылками на наши новые материалы со своими друзьями в мессенджерах. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: АвтоВАЗ будет производить электромобили, но без спешки.