Легендарный советский лимузин ГАЗ-13 «Чайка» производился с 1959 по 1981 год. За это время было выпущено более 3000 экземпляров, включая целый ряд уникальных и редких модификаций, каждая из которых имеет свою историю.
Автомобиль эпохи надежд
Появление «Чайки» на конвейере совпало с периодом большого оптимизма и роста в СССР. Страна покоряла космос, разворачивалось массовое жилищное строительство, телевизор стал доступен многим семьям. Однако частный автомобиль, особенно такого класса, оставался несбыточной мечтой для обычного гражданина. «Чайка» была символом статуса и достижений, но не товаром.
Бесценный символ
Одной из самых поразительных особенностей «Чайки» было то, что на неё официально не устанавливалась цена. Этот автомобиль нельзя было просто купить или продать. Он был привилегией, которую государство предоставляло самым достойным: высокопоставленным чиновникам, героям труда, выдающимся деятелям науки и культуры.
Подавляющее большинство седанов выходило с завода исключительно в чёрном цвете. Редчайшим исключением стали предсерийные двухцветные автомобили, один из которых, например, представлял страну на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Особняком стоит белоснежная «Чайка», собранная по личному распоряжению Никиты Хрущёва для Валентины Терешковой — первой женщины-космонавта. Этот подарок был не только знаком высочайшего почёта, но и своеобразной игрой слов, ведь позывной Терешковой в космосе был «Чайка».
Мир модификаций: от парадов до кино
Сегодня богатую коллекцию модификаций ГАЗ-13 можно увидеть в Музее техники Вадима Задорожного, где этим автомобилям отведён целый этаж. Их дизайн и по сей день вызывает восхищение.
Каждая версия имела своё буквенное обозначение. ГАЗ-13А — лимузин с массивной внутренней перегородкой. ГАЗ-13Б — парадный кабриолет, выпущенный тиражом не более двух десятков для Министерства обороны.
Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.
ГАЗ-13С — «комбо» на базе переработанного на Рижском автобусном заводе кузова, который служил машиной скорой помощи для высокопоставленных пациентов.Отдельная глава в истории «Чайки» — кинематограф. Благодаря плавному ходу и просторному салону эти автомобили идеально подходили для съёмок. Списанные со службы машины активно переделывали для нужд киностудий: врезали люки в крыше для операторской камеры или превращали в пикапы для перевозки оборудования.
Поскольку ремонтировать сложную автоматическую коробку передач списанных машин было практически нечем, на многие «киношные» «Чайки» устанавливали простые механические КПП от грузовиков ГАЗ, добавляя третью педаль и рычаг переключения.
Спецназначение и прототипы
Для силовых структур создавались особые версии. Например, «Чайка-Эскорт» имела поручни на крыше и широкие подножки для телохранителей, а также была насыщена специальной связной аппаратурой.
Известна и фотография загадочного прототипа «Чайки» с четырьмя фарами и изменённой решёткой радиатора, который, по слухам, так и не пошёл в серию и был утилизирован. Не менее уникален гибрид «Чайки» и её предшественника ГАЗ-12, в среде энтузиастов прозванный «осликом».
Помните ли вы эту легендарную машину? Делитесь своими воспоминаниями и мнением о «Чайке» в комментариях!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Примечательно, что на "Чайку" не было установлено цены.
