GM XP 512E: забытый электрический пионер эпохи гигантских V8

В эпоху, когда американские дороги доминировали огромные автомобили длиной более пяти метров с прожорливыми двигателями V8, General Motors представила нечто совершенно противоположное — экспериментальный электромобиль GM XP 512E. Этот компактный двухместный автомобиль, появившийся в 1969 году, стал смелым и неожиданным ответом на тренды своего времени, предлагая концепцию городской мобильности, опередившую своё время.

GM XP 512E: Концепт-кар в духе времени

В 1969 году автопром США был одержим мощью. Средний объём двигателя часто превышал 5 литров, а вопросы экономии топлива отходили на второй план. На фоне этих гигантов GM XP 512E выглядел настоящим инопланетянином. Его дизайн, отдалённо напоминающий BMW Isetta, был радикально миниатюрным и ориентированным на электрическую тягу, что делало его уникальным явлением в мире американских автомобилей.

GM XP 512E был меньше, чем Smart

Инженеры General Motors подошли к созданию электромобиля с чёткой философией: это должен быть сугубо городской автомобиль минимальных размеров. Длина GM XP 512E составляла всего 219 сантиметров, что на 30 сантиметров короче, чем у первого поколения Smart. При колесной базе в 142,4 см он был исключительно компактным, но при этом внутри помещались два человека, сидящих рядом.

Обратите внимание: Я не поверил своим глазам, когда увидел, что находится в гараже у соседа....

Доступ в салон обеспечивался через откидывающийся стеклянный купол и открывающуюся переднюю часть кузова.

Дизайн и интерьер: дух 60-х в миниатюре

Несмотря на футуристическую концепцию, внешний вид GM XP 512E был пронизан духом 1960-х годов. Хромированные диски колёс, слегка выступающие за габариты, хромированные бамперы и круглые фары — всё это отсылки к стилистике полноразмерных американских автомобилей того периода. В салоне, отделанном кожей, также царила атмосфера шестидесятых: здесь можно было найти типичные для той эпохи элементы, включая «ползунковые» переключатели указателей поворотов. Особый шарм интерьеру придавал аналоговый индикатор уровня заряда батареи.

Для маленького города

Технические характеристики: скромные, но перспективные

Сердцем GM XP 512E был электродвигатель Delco-Remy, точная мощность которого осталась неизвестной. Машина использовала свинцово-кислотную аккумуляторную батарею на 84 вольта и дополнительную 12-вольтовую батарею для вспомогательных систем. Благодаря кузову из стеклопластика, установленному на стальной каркас, вес автомобиля не превышал 570 килограммов.

Динамические показатели были рассчитаны на неспешное городское движение: максимальная скорость ограничивалась 48 км/ч (30 миль/ч). На постоянной скорости 40 км/ч запас хода составлял около 93 км, а на максимальной скорости снижался до 76 км. Полная зарядка аккумуляторов от домашней сети занимала примерно 7 часов.

GM XP 512E стал частью семейства экспериментальных разработок General Motors, ни одна из которых так и не дошла до конвейера. Сегодня этот автомобиль можно увидеть лишь в музеях, как свидетельство альтернативного пути развития, который компания исследовала полвека назад.

Наследие и потенциал для современности

Несмотря на то что проект не был реализован, концепция GM XP 512E остаётся убедительной. Его оригинальный дизайн обладает большим потенциалом для создания «рестомода» с современными технологиями. Установка лёгких литий-ионных аккумуляторов, более мощного и эффективного электродвигателя и системы рекуперации энергии могла бы превратить этот исторический концепт в очаровательный городской электромобиль с запасом хода около 200 км, идеально подходящий для современных мегаполисов.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Он появился во времена, когда средний автомобиль был длиннее 5 метров.