В последнее время в интернете развернулась активная дискуссия вокруг, казалось бы, простого вопроса: стоит ли зимой устанавливать картонку или специальный фартук в решётку радиатора автомобиля. Множество статей, часто написанных шаблонно, высмеивают эту практику, называя её пережитком прошлого и даже опасной затеей, которая якобы приводит к перегреву двигателя. Однако, чтобы разобраться в сути вопроса, нужно понять исторический контекст и реальные условия, в которых этот метод применялся.
Почему картон стал частью автомобильного фольклора?
Критики этого метода часто утверждают, что если бы это было необходимо, об этом написали бы в руководстве по эксплуатации. Иронично, но именно в официальных мануалах советского времени можно найти подтверждение целесообразности этой меры. Речь идёт не о бездумном следовании традиции, а о практическом решении для конкретных, экстремальных условий эксплуатации.
Источник изображения: https://www.semerkainfo.ru/
Многие, особенно молодые автовладельцы, могут не понимать всех нюансов зимней эксплуатации автомобилей прошлых десятилетий. Однако те, кто застал советскую эпоху, хорошо помнят суровые зимы и особенности автомобильной техники того времени.
Официальная позиция производителей: что говорят инструкции?
Для сомневающихся самым убедительным аргументом будут выдержки из официальных руководств по эксплуатации. Например, в руководстве для автомобилей ВАЗ 2106, 21061 и 21063 от Волжского автозавода (издание от 18 октября 1988 года) чётко указано:
Руководство по эксплуатации времён СССР
На 26 странице документа содержится конкретная рекомендация: «При температуре -25 градусов и ниже, а также во время сильного снегопада рекомендуется закрывать решетку радиатора защитным фартуком, чтобы интенсивнее прогревать двигатель и поддерживать его тепловой режим».
Обратите внимание: Обзор Toyota Venza. Все что нужно знать, чтобы принять правильное решение..
Выдержка из официального руководства ВАЗ
Поскольку при продаже подержанных автомобилей такой штатный аксессуар часто терялся, водители использовали самодельные решения — ту самую картонку, которая и вошла в народный обиход. Ключевой момент здесь — условие применения: только при очень низких температурах или в снегопад. Как только погода улучшалась, фартук следовало убирать, чтобы не нарушать нормальный теплообмен.
Не только ВАЗ: подтверждение от других марок
Подобные рекомендации были не исключительной особенностью АвтоВАЗа. Аналогичные указания можно найти и в руководствах для автомобилей марки ГАЗ, выпущенных в 1990-х годах. Хотя температурные пороги и условия могли немного отличаться, общий принцип оставался неизменным: в сильные морозы дополнительное утепление радиаторной решётки помогало двигателю быстрее выходить на оптимальную рабочую температуру.
Почти те же рекомендации
Актуально ли это сегодня?
Важно сделать важное уточнение: данная статья не является прямой рекомендацией устанавливать картон на современные автомобили. Конструкция систем охлаждения, термостаты, материалы и аэродинамика новых машин сильно изменились. Для многих современных моделей такие манипуляции могут быть не просто бесполезны, но и вредны, так как могут нарушить расчётный тепловой баланс.
Однако для владельцев классических отечественных автомобилей, которые всё ещё встречаются на дорогах, эта информация сохраняет практическую ценность. Производитель тех лет прямо указывал на такую возможность, что оправдывает действия водителей прошлого.
Инструкции по эксплуатации советского периода часто содержали подробные и практичные советы, которых сегодня в современных мануалах можно и не найти. Возможно, производители считают, что такие детали уже не нужны, или же сами руководства читают гораздо реже.
Если у вас есть собственный опыт или мнение по этому вопросу — делитесь в комментариях. Ставьте лайк, если помните те времена или сталкивались с подобной практикой. Подписывайтесь на канал. Удачи на дорогах!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Нужно ли устанавливать картонку в радиаторную решетку на зиму.

