Советская Формула-1: как завод «Москвич» создавал гоночный двигатель для мировых гонок

В истории советского автопрома есть малоизвестная, но захватывающая страница: в начале 1960-х годов в СССР всерьёз прорабатывали возможность участия в легендарных гонках «Формулы-1». Инициатором этого амбициозного проекта выступил завод МЗМА, более известный как производитель автомобилей «Москвич». В 1965 году его инженеры представили уникальный гоночный двигатель «Москвич ГД-1», который мог бы стать основой для советского болида.

Техническое чудо: конструкция двигателя ГД-1

Сердцем проекта стал 8-цилиндровый V-образный двигатель, представлявший собой поистине инженерную смекалку. За основу были взяты четыре мотоциклетных двигателя «Восток-С360», объединённые в единый агрегат. Для него специально разработали эффективную систему жидкостного охлаждения, двухвальную головку блока цилиндров (ГБЦ) и производительный масляный насос. Питание смесью обеспечивали четыре импортных карбюратора Weber 280, что говорит о стремлении использовать лучшие доступные технологии.

Характеристики, способные удивить мир

Результат превзошёл ожидания. Двигатель «Москвич ГД-1» имел рабочий объём 1,5 литра — стандарт для «Формулы-1» той эпохи. Его расчётная мощность достигала впечатляющих 210 лошадиных сил при сухой массе всего 148 кг. С такими параметрами советская разработка могла на равных конкурировать с лучшими силовыми агрегатами мировых команд. Планировалось, что этот двигатель станет сердцем перспективного гоночного автомобиля «Москвич Г-5», который проектировался с передовыми решениями: лёгкой пространственной рамой, 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач и дисковыми тормозами на всех колёсах.

Обратите внимание: Шпионские фото нового Nissan X-trail, снаружи и внутри, что известно и как изменилась модель.

Двигатель ГД-1 и один из его создателей Л.М. Шугуров

Почему проект не увидел трассу?

Разработка велась под покровительством Моссовета народного хозяйства (совнархоза), что давало заводу необходимую финансовую и административную свободу. Однако судьба проекта резко изменилась в 1965 году после масштабных экономических реформ. Совнархозы были упразднены, и завод МЗМА вернулся в подчинение Министерства автомобильной промышленности (Минавтопром). Новое руководство сочло производство столь мощного и дорогостоящего гоночного двигателя нецелесообразным для народного хозяйства, и амбициозный проект был закрыт, так и не выйдя на стартовую решётку.

Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ?, а также подпишитесь на мой телеграм-канал. Это тоже очень интересно!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Мало кому известно, что в начале 1960-х в СССР на полном серьезе рассматривали участие в гонках Формулы-1.