На дорогах часто возникает спорная ситуация: водитель крупногабаритного грузовика, начиная поворот направо, не замечает легковой автомобиль, который движется сзади и оказывается в опасной близости. Основной вопрос — кто несёт ответственность за возможное ДТП: водитель большегруза, который начал манёвр, или водитель легковушки, который мог находиться в «мёртвой зоне»? Разберёмся с точки зрения Правил дорожного движения.
Требования ПДД к повороту направо
Согласно пункту 8.5 ПДД РФ, перед выполнением поворота направо водитель обязан заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части. В рассматриваемом сценарии легковой автомобиль, двигавшийся сзади, как раз следует этому правилу. Водитель же грузового автомобиля, судя по всему, данное требование нарушает, начиная поворот не из правильного положения.
Обратите внимание: Кто такой Жекич Дубровский.
Однако для крупногабаритного транспорта существует исключение. Пункт 8.7 ПДД разрешает водителям большегрузов отступать от требования пункта 8.5 в силу своих габаритов. Но это допускается только при соблюдении двух ключевых условий: манёвр не должен создавать опасности для движения и не может препятствовать другим транспортным средствам. Если в результате такого отклонения происходит авария, это прямо указывает на нарушение данных условий.
Оценка виновности водителя грузовика
В данной ситуации вывод кажется очевидным. Если манёвр большегруза при повороте направо привёл к столкновению или созданию аварийной ситуации, это является прямым доказательством его вины. Он нарушил базовое правило безопасности из пункта 8.7 ПДД. Эта позиция подтверждается не только буквой закона, но и сложившейся судебной практикой, на которую ссылаются автоюристы.
Возможные нюансы и итоги
В конкретном случае, если повреждения грузовика незначительны, его водителю, скорее всего, нет смысла оспаривать штраф — нарушение правил налицо. Тем не менее, практика бывает неоднозначной. Иногда инспекторы ГИБДД могут признать обоюдную вину. Водителя грузовика — за нарушение пункта 8.7 ПДД (небезопасный манёвр), а водителя легкового автомобиля — за нарушение пункта 10.1 ПДД, если он, видя опасность, не предпринял всех возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки. Поэтому важно всегда оценивать обстановку и помнить об ограниченной обзорности у крупного транспорта.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как быть водителю в такой ситуации.


