Каждому водителю хотя бы раз в жизни приходилось в сердцах восклицать: «Кто тебе права выдал?!». Действительно, на дорогах хватает ситуаций, которые ставят в тупик: запутанная организация движения, знаки, скрытые ветками, и стёртая разметка. Но давайте рассмотрим случаи, когда всё очевидно: работающий светофор, видимые знаки приоритета и обозначенный круг на перекрёстке. Казалось бы, вопросы должны отпасть сами собой.
Простые правила и сложная реальность
Возьмём, к примеру, круговое движение. Правила предельно ясны: приоритет у тех, кто уже на круге, а для съезда нужно занять крайнюю правую полосу. Два простых принципа, которые страхуют от аварий. По крайней мере, в теории. На практике же однажды мою машину «поцеловала» женщина, которая решила покинуть круг, резко перестроившись через две полосы, да ещё и через сплошную линию. Её аргументы в стиле «я женщина, ты мужчина» или «ты мне помеха справа» (хотя при движении по кругу это не работает) лишь подтвердили полное непонимание ПДД.
Движение задним ходом: зеркала не для красоты
Другая история произошла на парковке. В пробке я ждал возможности выехать со стоянки. Водитель автомобиля позади, вместо того чтобы спокойно выехать вперёд на свободное пространство, решила сдать назад. Не глядя в зеркала. Результат — удар в мой бампер. На звуковой сигнал — ноль реакции. Её объяснения были гениальны: «Я в зеркала смотрела… Я думала, сигнал не мне». Хорошо, что обошлось полировкой, а не травмами пешехода. Инспекторы ГИБДД доходчиво объяснили даме, что зеркала нужны для контроля обстановки, а не для того, чтобы поправлять макияж.
«Я думал, нам это ни к чему»: философия таксиста
Третий случай — классический «подзад» на светофоре. Я остановился на красный, увидел в зеркале стремительно приближающиеся фары и успел лишь крикнуть пассажиру «Держись!». Водитель такси, уткнувшись в телефон, не снизил скорость. Его первая фраза после столкновения стала шедевром: «Почему ты стоишь посреди дороги?». На мой ответ про красный свет он пожал плечами: «Я думал, нам это ни к чему». Предложение «урегулировать на месте» за 5 тысяч рублей на ремонт багажника, бампера и крышки бензобака было, мягко говоря, оптимистичным.
Корень проблемы: экзамены и «зубрёжка» вместо понимания
И каждый раз возникает один и тот же вопрос: как такие люди получают права? Экзамены в ГИБДД формально строги: теория, площадка, город. Но в этом и кроется проблема. Многие учат не Правила дорожного движения, а ответы на 800 вопросов в приложении. Раньше, чтобы подготовиться, нужно было проштудировать увесистую книжку ПДД, что хоть как-то заставляло вникать в суть. Сейчас же можно механически «прогнать» билеты на смартфоне за пару дней. В итоге человек сдаёт экзамен, но в голове у него — каша из обрывков фраз. Отсюда и рождаются мифы вроде «при перестроении на правую полосу все обязаны уступить, потому что я помеха справа» или «если я на главной, то могу повернуть налево на работающем светофоре, не пропуская встречных».
Поворотники, шоры и экзаменационное везение
Отдельная боль — указатели поворота. Сколько раз в сводках ДТП звучит фраза виновника: «А куда ты прешь, я же поворотник включил?!». Как будто мигающая лампочка даёт право на манёвр без оглядки на обстановку. Ещё один «любимый» аргумент: «Я уже еду, ты что, не видишь?». Это уже повод для разговора на повышенных тонах.
Но самое печальное — это экзаменационная лотерея. Лично был свидетелем, как женщина, которая на тренировочных заездах демонстрировала чудеса опасного вождения, на официальном экзамене проехала город без единой ошибки. Просто потому, что все перекрёстки были пусты, пешеходов не оказалось, а маршрут попался простой. И вот она — полноправная водитель. А у инструкторов со стажем таких историй — вагон и маленькая тележка. Знаю случай, когда человек сдавал «город» больше двух лет, несколько раз терял машину в кювете на тренировках, но в один прекрасный день ему просто повезло с обстановкой на маршруте — и права в кармане.
Есть ли свет в конце тоннеля?
Получился длинный и эмоциональный пост. Тема действительно болезненная. Но есть и хорошая новость для адекватных водителей, которых всё же большинство. На фоне растущих цен на машины, страховку и штрафы, многие «особо одарённые» попросту перестают ездить, оставляя права пылиться на полке. Правда, их место занимают другие — те, кто выезжает на дороги на неисправных «ведёрках» без страховки, а то и без прав. Эта проблема особенно заметна за пределами крупных городов. В столицах же свою лепту вносят каршеринг и регистрация на подставных лиц.
Остаётся надеяться на повсеместное внедрение автопилотов. А пока — берегите себя. Думайте за рулём, не садитесь пьяными за руль и хотя бы раз в пару месяцев освежайте в памяти ПДД, ведь правила меняются.
Обратите внимание: Рестайлинговый Suzuki Vitara - новый двигатель и немного другой характер. Suzuki Vitara.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Записки инструктора. Немного философии.


