Почему турбированные двигатели могут быть дороже в эксплуатации, чем атмосферные 1.6-литровые моторы

Появление турбированных малолитражных двигателей на немецких автомобилях породило миф об их исключительной экономичности. Многие полагали, что меньший объём автоматически означает меньший расход топлива, по аналогии с тем, как животное с маленьким ртом съедает меньше. Однако практика показала, что реальность сложнее: в некоторых ситуациях эксплуатация турбированного двигателя с уменьшенным объёмом (даунсайзинг) может оказаться более затратной, чем владение классическим атмосферным мотором объёмом 1.6 литра.

Два типа популярных двигателей

Современный авторынок предлагает два основных типа силовых агрегатов для массовых моделей. Это компактные турбированные двигатели небольшого объёма и проверенные временем атмосферные «четвёрки» рабочим объёмом 1.6 литра. У каждого решения есть свои сильные и слабые стороны. В России широко распространены турбомоторы объёмом 1.2 и 1.4 литра, которые можно встретить на автомобилях концерна Volkswagen Group (Audi, Volkswagen, SEAT, Skoda). Эти машины активно продаются на вторичном рынке и конкурируют с автомобилями, собранными в России и оснащёнными атмосферными 1.6-литровыми двигателями. Несмотря на кажущуюся скромность, аппетит у малолитражных турбоагрегатов может быть весьма серьёзным.

Истинная цель даунсайзинга

Для многих станет открытием, что основная задача создания малолитражных турбодвигателей заключалась не в прямой экономии топлива для владельца. Их ключевая цель — соответствие жёстким экологическим нормам при сохранении приемлемых динамических характеристик. Инженеры, скованные требованиями по выбросам, были вынуждены идти на компромиссы: уменьшать объёмы камер сгорания, усложнять конструкции и перенастраивать работу двигателей, чтобы уложиться в лимиты по вредным выбросам на определённых режимах.

Именно поэтому появились такие технологии, как система «старт-стоп», которая глушит двигатель на холостом ходу, исключая выбросы в этот момент. Турбина же была призвана компенсировать потерю мощности из-за уменьшения объёма, обеспечивая лучшее сгорание топлива под давлением. Однако у этой медали есть и обратная сторона: в определённых условиях турбина может превратить автомобиль в настоящего «пожирателя» бензина.

Водитель, впервые севший за руль автомобиля с таким двигателем, часто бывает озадачен показаниями бортового компьютера. Вместо заявленных в паспорте 5-6 литров на 100 км, небольшой двигатель вроде 1.2 TSI при активной манере езды легко может потреблять 13-15 литров. Для сравнения, атмосферный 1.6-литровый мотор в аналогичных условиях чаще останавливается на отметке 11-12 литров.

Обратите внимание: Что потребуется для покраски авто в домашних условиях?.

Цена за высокий крутящий момент

Причина такого расхода кроется в высокой степени форсирования турбомоторов. При равной мощности они испытывают гораздо большие нагрузки. Например, 1.2 TSI уже при 1550 об/мин развивает 175 Нм крутящего момента, в то время как атмосферный 1.6-литровый двигатель выдаёт около 150 Нм. А 1.4 TSI и вовсе достигает впечатляющих 200 Нм, что сопоставимо с показателями 2-литрового атмосферного мотора, при мощности всего в 122 л.с. Такой низкий и мощный крутящий момент не берётся из ниоткуда — он требует энергии, источником которой является топливо. По сути, за резвый разгон и хорошую тягу «на низах» приходится платить повышенным расходом.

Экономичный режим: скучно и неэффективно

Конечно, заставить турбированный двигатель экономить теоретически возможно. Для этого нужно двигаться в очень спокойном режиме, не поднимая обороты выше 2000 в минуту, чтобы турбина не вступала в работу. В таком случае даунсайзинг превращается в маломощный атмосферный мотор.

Этому способствуют современные роботизированные коробки передач с двойным сцеплением (DSG), которые запрограммированы на ранние переключения. Уже на скорости 70 км/ч может включаться седьмая передача. Двигаясь так, можно приблизиться к идеальным условиям испытательного цикла WLTC и увидеть на дисплее заветные 5-6 литров.

Однако экономить на турбированном автомобиле — занятие гораздо менее комфортное, чем на машине с атмосферным 1.6-литровым двигателем. Без раскрученной турбины моторы объёмом 1.2 или 1.4 литра обладают очень слабой тягой. В городском потоке водителю придётся мириться с нервными сигналами сзади, а чтобы просто поддерживать общую скорость, всё равно потребуется периодически «раскручивать» турбину, сводя на нет всю экономию.

Таким образом, не стоит ожидать от небольших турбированных двигателей чудес экономии. Их главный козырь — это яркая динамика и хорошая тяга на низких оборотах. Но за это удовольствие, как правило, приходится платить более высоким расходом топлива при активной езде.

Опрос

Знаете ли вы о программах бесплатной помощи на дороге от автопроизводителей?

  • Нет, я никогда об этом не слышал.
  • Да, и я даже использовал его.
  • Знаю, но пока эта услуга не понадобилась.
  • Они все еще работают?

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Экономия требует жертв.